Совсем не праздным кажется вопрос — а кто на очереди? И под каким соусом новое блюдо «демократического пира» будут «подавать на стол»? Благодаря усилиям целого ряда стран, Ближний Восток превращён в крайне нестабильную и взрывоопасную структуру, и это состояние лишь ухудшается. Постоянно возникают новые, угрожающие потенциальной войной кризисы, например — в отношениях Турции с Кипром и Израилем.
Практически неизбежна попытка повторения ливийского сценария в Сирии. «Пора Совету Безопасности ООН объявить санкции против сирийского режима и встать на сторону сирийского народа», заявил Барака Обама. А президент Франции Саркози во время недавнего визита в Триполи, еще раз подчеркнул, что события в Ливии в первую очередь должны быть уроком Дамаску. Практически синхронно с этим демаршем, внешнеполитическое ведомство США настоятельно рекомендовало своим гражданам покинуть территорию Сирии.
Не дождавшись решения СБ ООН, администрация президента Обамы, в тесной связи с Турцией начала разрабатывать подробную региональную стратегию на период после свержения сирийского президента, судьбу которого, таким образом, уже заранее решили. Главная цель плана обозначена как недопущение межконфессиональной гражданской войны между суннитами, алавитами, курдами и христианами в Сирии. Что выглядит вполне разумной предосторожностью — война в Ливии показала, что свержение легитимного правительства и приход к власти «своих людей» вовсе не означает переход к фактической стабильности и контроля. Одновременно с этим, сам факт демонстративной разработки такой стратегии, которая, по сути, делит Сирию на своеобразные «оккупационные зоны» говорит о том, что вопрос о вторжении в Сирию уже решен. Причем решение принято вне зависимости от того, какие новые реформы он собирается проводить или уже проводит Башар Асад.
Опыт Ливии продемонстрировал, что одними воздушными ударами успеха в войне добиться непросто (особенно если союзные «туземные» войска не могут считаться эталоном боеспособности). Наземные операции силами западных армий, конечно, проводились, но осуществлять их приходилось хоть с минимальной, но оглядкой на остальной мир. А это явно сказывалось на их эффективности. Есть основания полагать, что в разрабатываемой Турцией и США стратегии это обстоятельство будет учтено.
Ливийскй прецедент показал, что для вторжения на территорию суверенного государства нужен боле веский предлог, чем мятеж небольшой части оппозиционно настроенных граждан в одной из провинций страны. И вот теперь этот предлог, похоже, появляется.
Помощник президента США по вопросам борьбы с терроризмом Джон Бреннан, ходе выступления в Гарвардской школе права 17 сентября обозначил новую веху в международных отношения. Отныне США оставляют за собой право на ограниченные военные операции в любой точке земного шара. «Как неоднократно заявлял президент (Барак Обама), мы находимся в состоянии войны с „Аль-Каидой“, — сказал Бреннан. „Так как мы вовлечены в вооруженный конфликт, Соединенные Штаты занимают позицию, которая — в соответствии с нормами международного права — дает право на действия против „Аль-Каиды“ без необходимости каждый раз анализировать, продиктованы ли они интересами самообороны, или нет“, — заявил он. „Мы оставляем за собой право осуществлять односторонние действия в том случае, если правительства других стран не желают или не способны сами принимать необходимые меры“, — отметил Бреннан. Главной целью США, судя по словам Бреннана, являются „лица, которые представляют опасность“ для страны. Ну а если эти, по мнению США, опасные лица находятся на территории третьих стран — тем хуже для этих стран. Если американский президент решит, что правительство некоей страны недостаточно борется с теми, кто угрожает США — то будут предприняты „односторонние действия“. При этом Вашингтон исходит из того, что ликвидация представляющих опасность лиц „способна значительно — пусть даже временно — нарушить планы и возможности „Аль-Каиды“ и связанных с ней сил“.
При этом, как считают многие американские эксперты, „Аль-Каида“ во многом подконтрольна если не самим спецслужбам США, то, по крайней мере, спецслужбам их ближайших союзников в арабском мире. Например, Саудовской Аравии. До недавнего времени, „Аль-Каиду“ географически привязывали к Афганистану и талибам, что позволяло оправдать присутствие американской армии. Однако весной должностные лица США, в частности, госсекретарь Хиллари Клинтон, сделали ряд заявлений, из которых прямо следовало — талибы талибами, а „Аль-Каида“ — распространена повсеместно, и потому „бороться“ с ней также во всех частях земного шара.
„Аль-Каида“ и ее филиалы зачастую процветают там, где царит беспорядок и хаос, а правительства оказываются неспособны эффективно управлять страной», — сказал помощник президента Бреннан. «Оказание помощи таким странам в создании крепкой правовой системы в паре с институтами, эффективно ее охраняющими, может служить одним из наиболее успешных средств борьбы с группировками вроде «Аль-Каиды». Но зачем, в таком случае, США собственными руками провоцируют этот хаос по всему Ближнему Востоку?
Может быть, нужно создать условия для усиления «Аль-Каиды», чтобы потом оккупировать территории, на которых она «усилилась» ? Этот вопрос, увы, не кажется нам надуманным. Поскольку Аль-Каида и «связанные с ней силы» самым комфортным образом чувствуют себя во всех странах, охваченных «арабской весной». А военным губернатором Триполи является Абдельхакима Бельхадж, ранее руководящий Ливийской исламской вооруженной группой (LIFG), которая, как известно, является отделением «Аль-Каиды» в Ливии и самими США внесена в «террористические списки». Сам нынешний идеолога «Аль-Каиды», Айман аз-Завахири охарактеризовал Бельхаджа как «эмира моджахедов» — «лидера воинов». Так что борьба США и союзников с «Аль-Каидой» выглядит как-то странно. Непонятно, где находится грань, которая отделяет противника от союзника.
А может быть, эту грань и не стоит искать? Зачем уничтожать «Аль-Каиду», если под предлогом борьбы с нею можно вторгаться куда угодно? При этом сейчас можно с достаточной долей уверенности прогнозировать — после Ливии наверняка наступит черёд Алжира. В котором, согласно распространённым посольством США сведениям, «Аль-Каида» набирает силу.
В распространенном коммюнике американского диппредставительства указывается, что террористическая сеть готовит теракты против западных нефтяных компаний, действующих в Алжире. В свою очередь, алжирская газета «Эль-Хабар» со ссылкой на источники в спецслужбах США сообщила о том, что «Аль-Каида» готовится нанести ракетные удары по иностранным нефтяным фирмам в Сахеле и Северной Африке. Власти США также предупредили западные нефтяные компании, действующие в Алжире, что «Аль-Каида» может совершить теракты в отношении их сотрудников и оборудования. В другом сообщении госдепартамента указывается, что речь может идти о планируемом уничтожении боевиками АКИМ самолетов, арендуемых нефтедобытчиками. Для реализации этих зловещих планов террористы обзавелись множеством ПЗРК, похищенных с оружейных складов в Ливии. Почему, однако, эти ПЗРК появились именно сейчас, и никак себя не проявили во время 25000 вылетов авиации Альянса над самой Ливией? Очередной вопрос — без ответа.
Между тем, 26 августа произошел теракт у здания военной академии в алжирском городе Шершель, в результате чего были убиты и ранены 44 человека. Ответственность за это взяла на себя «Аль-Каида в странах исламского Магриба» (АКИМ), представители которой подчеркнули, что теракт был совершен в отместку Алжиру за его поддержку режима Каддафи. Представители же ливийского ПНС, ещё до своего официального утверждения в качестве власти, успели пригрозить Алжиру обещаниями страшной мести за ту же поддержку Муаммара Каддафи, и в качестве ответа на постоянные обвинения Алжира в том, что в бесконтрольном распространении оружия во всём регионе повинны именно ливийские мятежники. Если ПНС и «Аль-Каида» совестно мстят Алжиру за поддержку Каддафи, то скажите, где же кончается ПНС и начинается международный терроризм?
Тем временем, в алжирском обществе идут те же самые политические процессы, что и в Ливии, Сирии, Египте. «Победившие» в Ливии мятежники являются полными единомышленниками алжирских боевиков, с начала девяностых проводящих антиправительственную деяельность на территории Алжира. После раскола Фронта исламского спасения (ФИС), разгрома Вооруженной исламской группы (ВИГ) наиболее радикальные исламисты, отказавшиеся сложить оружие, объединились в так называемую Салафитскую группу проповеди джихада, с 2006 года входящую в орбиту «Аль-Каиды». Алжирские боевики тесно связаны со спецслужбами некоторых стран Залива, преследующих собственные интересы. Спокойное время для Алжира явно подходит к концу. Косвенно это подтвердил и словоохотливый итальянский премьер Берлускони, который сообщил о намерении в ближайшее время заменить алжирский газ ливийским. И это притом, что Алжир, как страна-поставщик, ни разу не давал повода для критики.
Активную подготовку к мятежу начали силы, которые опираются на Францию — кабильские сепаратистские организации, в 2001-2002 году организовавшие несколько отнюдь не мирных выступлений. Государственный строй Алжира выглядит крайне уязвимым перед лицом требований «борцов за демократи» (согласно алжирским законам, президент может править страной пожизненно). Алжирская оппозиция уже объединяется вокруг альянса «Национальная координация за изменения и демократию» (НКИД), которая регулярно проводит запрещенные массовые шествия. Как и во всех случаях до того, под его знаменами собрался практически весь спектр реальной оппозиции от умеренных исламистов до социалистов.
Таким образом, для повторения в Алжире даже не египетского, а ливийского сценария готово всё. Скорее всего, в 2012 году нас ждёт новая реинкарнация «арабской весны».