25/08
22/08
19/08
18/08
14/08
09/08
05/08
02/08
30/07
28/07
26/07
19/07
15/07
11/07
10/07
06/07
03/07
28/06
25/06
21/06
21/06
17/06
10/06
08/06
07/06
Архив материалов
 
Федералистский евродесант в России

С 16 по 20 мая в Москве пройдёт очередной конгресс Федералистского союза европейских этнических меньшинств (ФСЕНМ) (1), который впервые за всю историю своего существования соберётся в России. Союз был основан в 1949 г. одновременно с Советом Европы в рамках общей политики защиты «прав человека». Сегодня он объединяет представителей 86 этнических меньшинств 32 стран Европы и бывшего СССР, поддерживает тесные контакты с депутатами ЕС и плотно сотрудничает с американским институтом «Проект по этническим отношениям», действующим под эгидой Госдепартамента США (2).

Будучи формально независимым объединением, Союз, однако, получает значительную финансовую поддержку от МВД ФРГ, которое определяет и состав участников ежегодно проводимых им конгрессов. Кроме того, его финансирует благотворительный Фонд Хормана Нирманна (Дюссельдорф). В ФРГ, в г. Фленсбурге, находится и штаб-квартира ФСЕНМ. Так что его недаром называют «подставной фирмой» Германии.

ФСЕНМ всегда подчёркивает, что он активно выступает против сепаратизма и любого насильственного изменения границ, не допуская в свои ряды такие организации, которые могли бы его скомпрометировать. Однако его главной целью является достижение полной эмансипации этнических сообществ в рамках политики расширения самостоятельности еврорегионов. Именно Союз сыграл решающую роль в разработке важнейших документов, заложивших правовую основу строительства «нового этнического порядка» в Европе - «Хартии региональных языков и языков меньшинств» СЕ 1992 г. и «Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств» СЕ 1994 г.  В современных условиях, когда идея национально-государственного суверенитета подвергается последовательной компрометации, когда предпринимаются попытки свести на нет политическую идею нации, идея этноса предстает в качестве её замены, принимая форму принципа отстаивания прав меньшинств. Этот принцип последовательно встраивается Берлином в реализацию его стратегии «Европы регионов» и вытекает из положения, высказанного одним из немецких политиков ещё в ХIХ в.: «Необходимо выделить этнический субстрат из его государственной оболочки, прежде, чем приступить к новым комбинациям» (3). Поскольку ФРГ считается моноэтническим государством, воплощение данного принципа не угрожает её территориальной целостности, зато в отношении других государств принцип срабатывает как детонатор.

Хотя ФСЕНМ объединяет представителей совершенно разных по положению этнических сообществ – как крупных, обладающих своей государственностью, но проживающих в качестве меньшинств на другой территории, так и крайне малочисленных, таковой никогда не имевших, он стремится к унификации их требований. Все должны отстаивать идентичные положения, всячески подчёркивая вместе с тем своё право на инаковость и различия, при этом совершенно игнорируется тот факт, что некоторые меньшинства совершенно не готовы ни к какой форме автономии. А это раскрывает заказной характер деятельности Союза. Свои требования ФСЕНМ излагает в ежегодно принимаемых резолюциях, направляемых затем для рассмотрения в инстанции ЕС и Совета Европы, причём каждый раз они становятся всё более настойчивыми.

ФСЕНМ опирается на целую сеть связанных с ним организаций, одной из которых является Европейский центр в защиту меньшинств, созданный в 1996 г. немецким и датским правительствами. Показательно, что с 1996 по 2000 гг. его директором был Штефан Трёбст, профессор Военной школы Бундесвера, специалист по фашизму на Балканах, которого тогдашний президент Германии Р.Герцог в одной из своих речей назвал продолжателем дела Г.Вейганда, чьи исследования в области этнологии послужили основой для нацистской политики расчленения Балкан (4). Ее случайно самым удачным и привилегированным опытом ФСЕНМ  в строительстве этнорегиональной Европы стало расчленение Югославии.

С тех пор, как Россия и Украина вступили в Совет Европы, ФСЕНМ стал уделять самое пристальное внимание изучению состояния положения национальных меньшинств и в этих странах. При этом не только тех меньшинств, чьи организации входят в Союз (кабардинцев, ингушей, крымских татар), но и тех, кто в нём не представлен. Посланцы последних регулярно выступают на конгрессах Союза, передавая им соответствующую информацию, по которой затем выносятся резолюции Совета Европы (например, в 2005 г. ФСЕНМ поднял мощную компанию против «ущемления прав марийского народа») (5). Члены Союза выступают «адвокатами всех меньшинств России» - так выразился его президент Ханс Хайнрик Хансен, заявивший, что «Союз не доволен этнокультурной политикой России», которая, по его мнению, должна прилагать больше усилий для решения проблем этноменьшинств (6).

Поскольку нынешний конгресс проходит именно в России, нельзя не обратить внимание на то обстоятельство, что кроме рассмотрения обычных вопросов, связанных с отстаиванием прав меньшинств, организаторы конгресса ставят задачу способствовать развитию возможностей так называемой «гражданской инициативы». Это первый «транснациональный инструмент» прямой демократии, предусмотренный Лиссабонским договором. В соответствии с этим положением, вступившим в силу с 1 апреля 2012 г., в случае сбора подписей 1 млн. граждан ЕС, являющихся представителями не менее, чем трети членов ЕС, они могут взять на себя инициативу и направить в Еврокомиссию такое требование, по которому необходимо принять законодательный акт ЕС. Т.о. сами граждане становятся инициаторами законодательного процесса, и ФСЕНМ надеется использовать этот инструмент в интересах этнических меньшинств на европейском уровне (7). Однако в связи с этим встаёт вопрос, почему эту проблему будут обсуждать в России, которая не является членом ЕС и на которую не распространяются положения Лиссабонского договора?

Ко всему прочему, ФСЕНМ прибывает в Россию тогда, когда наметилась активизация не только кавказских, но и татарских националистов.  Татарским радикалам сыграли на руку события вокруг недавней отставки главы МВД республики, который довольно успешно противостоял националистам. Как указывают эксперты, к Татарстану подкатывает вторая волна национал-сепаратизма. Акции татарских националистов, наиболее активные из которых объединены в Союз татарской молодёжи «Азатлык» (СТМ), постепенно превращаются в привычный атрибут политической жизни в республике (8). Очередную акцию - митинг в Казани в честь «объявления джихада России» «борцом за национальную независимость Батырши» Союзом татарской молодёжи «Азатлык» - планируется провести 15 мая, прямо накануне открытия в Москве конгресса ФСЕНМ (9).

Ограничится ли собрание ФСЕНМ в Москве в этих условиях чисто теоретическими дискуссиями?

(1) Во французском варианте его называют Федералистским союзом европейских этнических сообществ
(2) L’UFCE, ou l’Europe des régions ethniques // La lettrе voléе. Vendredi 09 juin 2006
// www.lalettrevolee. net /article-2966545-6.html
(3) Hillard P. Requiem allemand sur l’Europe //www.strategicsinternational.com/f4hillard.htm
(4) http://www.arsin.fr/pages/billets-d-actualite/la-desintegration-des-nations-dans-la-construction-europeenne-2de-partie-par-voltaire-republique.html
(5) mariuver.narod.ru/rus/news/polit/2005/05/01.htm
(6) http://www.rusdeutsch.ru/?news=1587
(7) http://www.fuen.org/show.php?id=88&news=159
(8) http://svpressa.ru/society/article/54409/
(9) http://www.km.ru/v-rossii/2012/04/20/otnosheniya-rossii-s-respublikami-byvshego-sssr/tatarskie-batyry-vspomnili-o-dzh 

Ольга Четверикова. http://www.fondsk.ru/pview/2012/05/02/federalistskij-evrodesant-v-rossii.html
 



0.1346218585968