23/02
22/02
17/02
15/02
13/02
11/02
08/02
07/02
04/02
02/02
31/01
29/01
26/01
23/01
22/01
18/01
16/01
12/01
10/01
09/01
07/01
05/01
16/12
12/12
10/12
Архив материалов
 
На пороге 41-й год?

Реформирование российских ВС продолжается неослабевающими темпами. И по-прежнему сопровождается нарастающей волной критики.

Российская армия не имеет мобилизационного резерва и трудно сказать, когда он будет сформирован. Таков общий смысл крайне осторожного по тону интервью, которое 13 мая дал газете «Известия» один из членов Комитета Государственной Думы по обороне, пожелавший сохранить анонимность. В частности, «источник» (как его дипломатично обозначило издание) заявил, что первое экспериментальное подразделение резервистов в составе 4,3 тыс. солдат и офицеров было намечено сформировать к 1 января 2012 года. Однако из этого благого намерения ничего не вышло, поскольку Министерство обороны, Минфин, МВД, ФСБ и парламентский Комитет по обороне никак не могут преодолеть разногласия в отношении целого ряда вопросов (сколько денег платить резервистам, как они будут добираться до своих частей, может ли проходить службу в резерве лицо имевшее судимость и т.п.). Правда, 30 апреля президент России подписал указ «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации», где одним из пунктов еще раз поручил правительству создать Резервную армию до конца текущего года. Но по указу межведомственные разногласия, естественно, не исчезнут. Таким образом, формирование Резервной армии рискует стать долгой песней, что вполне созвучно нынешней «эпохе реформ».

Последнее новшество реформаторов – перемещение Военно-учебного центра ВВС и Военно-воздушной академии им. Н. Жуковского и Ю. Гагарина из Подмосковья в Воронеж - вызвало противодействие даже со стороны Общественной палаты.

Так, 11 мая председатель Комиссии Общественной палаты по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей Александр Каньшин заявил о своем несогласии с подобными планами: «Мы считаем, что реформирование военного образования в Вооруженных Силах имеет существенные просчеты. Они негативно влияют на подготовку летного состава, а также могут привести к утрате уникальности военно-научной и военно-педагогической школ, которые еще недавно считались самыми передовыми в мире и отвечали высшим стандартам подготовки летного и технического состава для ВВС. По поводу передислокации академии и учебного центра председателю правительства и министру обороны были направлены обращения нашей комиссии с просьбой дать поручение дополнительно проанализировать целесообразность этой передислокации». Напомним, что двумя годами ранее был осуществлен схожий по сути эксперимент – перевод Главного штаба ВМФ из столицы в Санкт-Петербург. Все обращения военных моряков и поддержавших их некоторых депутатов Госдумы с просьбой отменить это решение были проигнорированы.

Между тем, в масс-медиа все чаще появляется информация о том, что передислокация академии ВВС и учебного центра в Воронеж – это только первый этап предстоящего «реформирования» авиации. 1 мая бывший главком ВВС генерал армии Петр Дейнекин дал интервью интернет-изданию «Взгляд», в котором сделал более чем тревожный прогноз: «Нас возвращают в 41-й год». Приведем некоторые наиболее значимые фрагменты его интервью.

«Расформирование центрального командного пункта ВВС уже отстранило Главкома от управления военно-воздушными силами. Это чревато большими неприятностями в мирном небе и поражениями в военных конфликтах. И дробление ВВС последних лет считаю в корне неправильным. Идеологи современного военного реформирования возвращают нас в 41-й год».

«Создается впечатление, что Главкомат и Главный штаб ВВС с течением времени играют все больше номинальную роль, в то время как реальное управление переходит в руки Сухопутных войск. Вот свежий пример: проверяет нашу Дальнюю авиацию Главная инспекция Министерства обороны. Среди восьмидесяти проверяющих - ни одного летчика».

«Если Россия - как авиационная держава - снизойдёт до уровня ВВС как рода войск, то это будет крупнейшей ошибкой руководителей Генерального штаба».

А ведь Дейнекина никак нельзя отнести к числу представителей так называемой «военной оппозиции», какими являются, скажем, генералы Ачалов, Владимиров или Соболев. И тот факт, что столь резкие заявления прозвучали из уст именно Дейнекина, сам по себе говорит о многом.

На последнюю неделю апреля и первую декаду мая пришлись неожиданно многочисленные кадровые перестановки в высшем командовании Вооруженных Сил России. Освобождение от должности и увольнение с военной службы главнокомандующего Военно-воздушными силами генерал-полковника Александра Зелина стало причиной распространения всевозможных версий и слухов относительно мрачного будущего, ожидающего авиацию. Все это приняло настолько широкий размах, что пресс-служба Министерства обороны вынуждена была выступить со специальным заявлением: «Генерал-полковник Зелин уволился по собственному желанию в связи с переходом на государственную гражданскую службу в должности советника министра обороны Российской Федерации по вопросам строительства и развития Военно-воздушных сил. В основу подобных перемещений заложен мировой опыт всестороннего развития военных руководителей». Тем не менее, в СМИ активно муссируются «альтернативные» версии.

Не менее впечатляющим стал указ Дмитрия Медведева, которым генерал-полковнику Валерию Герасимову было предписано сдать пост заместителя начальника Генерального штаба и возглавить Центральный военный округ. На место Герасимова в Генштаб получил назначение нынешний главнокомандующий Сухопутными войсками Александр Постников-Стрельцов. «Генерала Валерия Герасимова совершенно очевидно убирают из Генштаба. Иначе невозможно расценить явное карьерное понижение – до командующего войсками округа. Потому что генерал-полковник Герасимов ранее, до назначения в Генштаб, уже командовал военными округами. Есть подозрения, что все дело в сильном негласном сопротивлении, которое все еще испытывает со стороны некоторых генералов один из основных творцов крайне непопулярной в войсках военной реформы – начальник Генерального штаба Николай Макаров», - так прокомментировала этот президентский указ газета «Завтра». Также издание напомнило о громком скандале вокруг фигуры генерала Постникова. В марте 2011 года, выступая в Совете Федерации, он публично раскритиковал отечественный танк Т−90С, заявив, что «это старье» обходится Российской армии по 118 миллионов рублей за штуку, поэтому лучше закупить на ту же сумму по три германских танка «Леопард».

Наконец, череду отставок в высшем командовании завершило отстранение от должности Главкома Военно-Морского флота адмирала Владимира Высоцкого. 13 мая информагентство «Интерфакс» опубликовало информацию, которую сообщил «высокопоставленный источник в Генеральном штабе Вооруженных сил РФ»: «Снятие адмирала Владимира Высоцкого с должности главнокомандующего ВМФ связано с недавним пожаром на атомном стратегическом ракетоносце «Екатеринбург», который стал последней каплей терпения руководства страны и Минобороны… Не забыт пожар и взрывы на арсенале ВМФ в Ульяновске. Именно при Высоцком случилась трагедия на АПЛ «Нерпа»». При этом «высокопоставленный источник» категорически опроверг предположения об «оппозиционности» Высоцкого, в том числе в связи с эпопеей перевода Главкомата ВМФ в Санкт-Петербург. «Высоцкий, вопреки мнению о якобы активном сопротивлении выполнению этого решения, никогда его не оспаривал», - заявил он.

Добавим, что всех генералов и адмиралов, которые выступали с какими-либо возражениями против военной реформы, отправляли в отставку немедленно. Какая уж тут «оппозиционность»…

Однако полностью заглушить протестные голоса против «радикального реформирования» армии и флота невозможно. В этом смысле показателен факт недавнего публичного выступления генерал-лейтенанта Виктора Соболева. На пресс-конференции в Ульяновске он огласил весьма интересный документ: оценку современного состояния Вооруженных Сил России военными экспертами НАТО. По словам генерала Соболева, натовские аналитики пришли к единодушному выводу о том, что в результате проведения реформ серьезно ослаблены возможности ВС РФ эффективно выполнять боевые задачи как крупного стратегического масштаба, так и при действиях в локальных конфликтах. Особо он подчеркнул проблему «катастрофической нехватки личного состава». «У нас считается миллионная армия, но при этом 200 тысяч некомплект - некоторые части постоянной готовности укомплектованы только на 40%», - такие неутешительные цифры назвал генерал. Нельзя не заметить определенного сходства обнародованного Соболевым натовского документа с весьма памятным докладом Службы внешней разведки: «Западные оценки военного потенциала России», который был распространен в прессе в 1996 году и вызвал колоссальный общественный резонанс. Напомним только первый абзац этого доклада: «Западные правительственные военные аналитики, оценивая российские Вооруженные Силы в целом по состоянию на первую половину 1996 года, сделали вывод о наличии устойчивой тенденции к снижению их боеспособности. В совместном докладе экспертов МИД и Минобороны ФРГ подчеркивалось, что ВС России уже не в состоянии проводить операции стратегического масштаба, осуществлять оперативную переброску войск и военной техники для ведения крупномасштабных боевых действий. По мнению руководства МО США, Вооруженные Силы РФ могут обеспечить защиту национальных границ лишь в случае непродолжительных военных действий». И обратим внимание на еще один существенный момент этого документа: «Эксперты НАТО особо подчеркивают стремительное падение престижа военной службы в России, усиление негативного отношения гражданского населения к армии. Произошло резкое увеличение числа молодежи, не желающей проходить военную службу. Некомплект вынуждает военное руководство призывать в армию людей без среднего образования, с физическими недостатками, ранее судимых, что ведет к ухудшению морального климата в подразделениях».

А вот фрагмент из статьи под названием «Почему молодые люди «косят» от армии?», опубликованной 27 апреля сего года в «Российской газете»: «Нынешний весенний призыв не обещает быть легким. Свыше 30 процентов молодых людей призывного возраста имеют отсрочки по здоровью. Повременить с исполнением почетного долга вправе и более половины студентов. Таким же правом с прошлого года пользуются достигшие 18-летия выпускники школ - им дали возможность до осени поступать в вузы. В итоге повестку в военкомат получат лишь 11,3 процента призывного контингента». Прошло пятнадцать лет, но многие болезни нашей армии, похоже, приняли «хронический» характер.

Как известно, военная реформа осуществляется с 2008 года, но даже по прошествии четырех лет среди ведущих экспертов нашей страны нет единого мнения о концепции, целях и задачах этого реформирования.

11 мая газета «Труд» провела опрос на тему: «Какой быть Российской армии и какие пути развития существуют у Вооруженных Сил?». Картина получилась удручающей. Судите сами. Игорь Коротченко, директор Центра анализа мировой торговли оружием, член Общественного совета при Министерстве обороны высказал следующее мнение: «Из миллиона военнослужащих нам в идеале следует иметь 220 тысяч офицеров, 425 тысяч контрактников и 355 тысяч призывников. Правда, не сейчас, а лет через 10 - это связано с невозможностью физически призвать больше». Полностью противоположную точку зрения озвучил Александр Шаравин, директор Института политического и военного анализа: «Какую армию иметь, определяется в первую очередь географическим положением страны. Если есть хотя бы потенциальная угроза для территории со стороны соседей, нужна призывная армия, которая пропускает через себя большие массы молодых мужчин и позволяет в результате иметь большой мобилизационный резерв. Переход к профессиональной армии в России возможен, но не нужен». Константин Макиенко, эксперт Центра анализа стратегий и технологий: «На мой взгляд, переход к профессиональной армии в России желателен, но абсолютно невозможен. Заявленную миллионную численность страна не потянет, скорее — 800 тысяч человек. Нужно сказать еще об одной проблеме — сосуществование в армии призывников с Кавказа и из других регионов. Все помнят дикий случай, когда эти парни выкладывали из призывников других национальностей слово «Kavkaz»». Итог подвел Виктор Литовкин, ответственный редактор «Независимого военного обозрения»: «Как известно, армия должна знать только два состояния: либо она воюет, либо готовится к войне. У нас же она либо реформируется, либо готовится к реформам». Если такая каша в головах у «ведущих экспертов», то стоит ли удивляться хаосу и неразберихе в Министерстве обороны, в Генштабе, в войсках?

И все же нельзя утверждать, что все в нашей армии однозначно плохо и беспросветно. В последнее время определенно наведен порядок в программе перевооружения, отечественная оборонная промышленность получила долгожданный зеленый свет. 23 апреля вице-премьер и председатель Военно-промышленной комиссии Дмитрий Рогозин совершил поездку в Уральский федеральный округ. При посещении «Уралвагонзавода» и полигона Нижнетагильского института испытания металлов он заявил, что «через два года начнется кардинальное обновление бронетанкового парка Российской армии». Заметим, что работы по созданию универсальных боевых платформ полным ходом идут на «Уралвагонзаводе». Платформой нового поколения станет «Армата». Под этим шифром разрабатывается универсальная гусеничная база для танков, самоходных артиллерийских установок, подвижных комплексов ПВО, новых БМП, инженерных и других машин, необходимых Вооруженным силам России. Платформа «Армата» должна быть предъявлена оборонному ведомству не позднее середины 2014 года и начать серийно выпускаться уже с 2015-го. К концу текущего десятилетия механизированный парк нашей армии на семьдесят процентов должен состоять из техники, построенной на базе новой платформы. Отличительными особенностями нового танка станут: усиленная бронезащита, более мощное вооружение, высокая компьютеризация и автоматизация, адаптированность к сетецентрическому управлению боем и хорошая ремонтопригодность. Это действительно будет машина нового поколения.

7 мая командующий ВДВ генерал Владимир Шаманов в интервью газете «Известия» выразил надежду, что Дмитрий Рогозин поможет его войскам провести быстрое перевооружение новейшими боевыми машинами десанта БМД-4М. «Если начать серийные поставки БМД-4М уже в этом году, то к 2016 году вполне реально перевооружить по одному полку в каждой десантной дивизии. Очень надеемся на помощь курирующего оборонно-промышленный комплекс вице-премьера правительства Дмитрия Рогозина», — заявил Шаманов. 12 мая Рогозин в рамках визита в Тулу посетил ОАО «Конструкторское бюро приборостроения» (КБП), где провёл совещание по вопросам развития и производства легкобронированной техники для оснащения воздушно-десантных войск. По итогам его визита были достигнуты договоренности об увеличении заказов на производство боевой техники.

Далее Рогозин посетил 51-й парашютно-десантный полк ВДВ, где подчеркнул: «Воздушно-десантные войска должны быть вооружены до зубов». Его кипучая деятельность представляет собой разительный контраст казенному равнодушию некоторых генералов.

В условиях уже очевидного приближения новой мировой войны и ясно видимого появления на российских рубежах потенциальных источников военной угрозы решение проблем армии и флота напрямую ставит вопрос о жизни и смерти нашей страны. В нашей истории неоднократно случалось, когда Вооруженные Силы оказывались неподготовленными к войне – эти страшные, оплаченные кровью уроки истории нельзя забывать. 

Артем Ивановский

http://www.stoletie.ru/vzglyad/hronicheskije_bolezni_427.htm


0.12045192718506