Экономисты американского фонда Карнеги предложили относить к среднему классу в развивающихся странах семьи, где есть автомобиль. Российские аналитики подхватили тему и с радостью объявили: в стране 104 млн. машин, а потому средний класс – 70%. И тут видна их тщета: в реальности же в РФ – 35 млн. авто.
«Глобальный средний класс больше, чем мы думали», – заявил один из исследователей Ури Дадуш. Стремление фонда Карнеги пересчитать в сторону повышения число представителей среднего класса в развивающихся странах легко объяснимо: мировая экономика стагнирует, и надо как-то воодушевить инвесторов изменившимися на экране калькулятора рынками.
Ури Дадуш и его коллега Шимелс Али так объясняют свою методику выявления среднего класса:
«В развивающихся странах покупка машины становится символом того, что человек вошел в средний класс. Если в развитых странах у большинства домохозяйств есть машина, часто не одна, то для жителей развивающихся стран наличие машины означает определенный уровень достатка и социальный статус.
Статистика по продажам машин часто обновляется и надёжна (методика позволяет учитывать и занятых в теневой экономике).
Покупка автомобиля так же становится сигналом: если человек может позволить себе столь дорогостоящую вещь, он может и хочет купить и другие дорогостоящие товары.
В развивающихся странах чаще всего машины дешевле и старше, чем в развитых. Так средний возраст автомобиля в Индии – 20 лет, а в США – 11 лет. Поэтому это допущение учитывает разницу в доходах, ценах и покупательных способностях валют (т.н. «паритет покупательной способности»).
Агентство «Финмаркет» разродилось по следам исследования фонда Карнеги радостной аналитикой: в России насчитывается 70% среднего класса! Эту цифру «Финмаркет» получил из наличия 104 млн. автомобилей в России. Эту аналитику стали распространять и другие СМИ.
Всё бы хорошо, да финансовые аналитики зачем-то в 3 раза завысили число машин в России.
В реальности же автопарк России насчитывает всего 35 млн. машин. Из них 19 млн. – продукция отечественного автопрома. Т.е. по методике фонда Карнеги средний класс в России вовсе не 70%, а 25%. Мы не подозреваем агентство «Финмаркет» в пропагандистских уловках или неумении считать – возможно, они записали в машины в России все механизмы и устройства, способные перевозить людей или грузы – сани в 1 лошадиную силу, вёсельные лодки, мотоциклы, велосипеды, самокаты и т.п. Известно же, что у России во всём свой путь (третий, или какой там), в том числе и в определении слова «автомобиль».
В последние лет 10-12 разговоры о среднем классе вообще стали темой номер один как у провластных аналитиков, так и оппозиционных. Первые видят в СК опору стабильности («сытым незачем протестовать»), вторые – основу нестабильности («сытым неудобно жить в таком обществе»). И те, и другие ради этого склонны преувеличивать численность СК.
Между тем, существует несколько методик определения среднего класса. Так, марксизм оперирует нехитрой формулой: СК есть все, кто не буржуазия и не пролетариат (также исключается и самое социальное дно – бродяги, нищие, асоциальные личности, профессиональные преступники, и т.п.). Таким образом, в средний класс попадают интеллигенция, крестьяне и ремесленники. По марксистской методике в российский СК попадёт минимум 60% (100% минус 1,5% бизнесменов минус 25% рабочих минус 10-15% «дна»).
До кризиса 2008 года к среднему классу в России относили те семьи, в которых годовой доход превышал 25 тыс. долларов (по нынешнему курсу – около 65 тыс. рублей в месяц). Тогда эта прослойка составляла 25%; россиян.
Можно воспользоваться и одной из методик, применяемых в США. Её предложили Вильям Томпсон и Джозеф Хикей. Они разделили американский средний класс на две группы.
Первая – это высший средний класс (около 15% населения). К нему относят «белые воротнички» с высокими уровнем образования и доходом домохозяйства от 100 тысяч долларов в год. Как правило, это профессора, врачи, юристы, лётчики гражданских авиакомпаний, высший менеджмент предприятий, и т.п.
Вторая – низший средний класс (примерно 33% населения). Годовой доход – от 30 до 75 тыс. долларов в год на домохозяйство. Большинство – служащие. Также туда относят фермеров, инженеров, квалифицированных рабочих, офицеров, чиновников, и т.п.
Таким образом, средний класс по методике Томпсона и Хикей составляет 48% (т.е. даже не большинство населения). 30-33% населения составляют рабочие, куда оба исследователя помещают не только тех, кто непосредственно работает на заводе, но и т.н. «розовые воротнички» (низший офисный персонал) и «серые воротнички» – людей из сферы обслуживания (от продавцов в магазинах до официантов и работников кинотеатров). Их годовой доход – 16-30 тыс. долларов в год. Наконец, на обоих полюсах находится высший класс (5%, доход от 250 тыс. долларов в год) и социальное дно (11-13%) – безработные, маргиналы, асоциальные личности и т.п.
Похожую численность среднего класса в США называют и другие исследователи. Так, наши читатели могут ознакомиться с книгой сотрудника Института Като – «Ковбойский капитализм», написанной Олафом Герземанном (в переводе на русский – изд-во ИРИСЭН, 2006 г.) В ней Герземанн пишет о «сжимании» среднего класса в США: так, в 1972 г. он составлял 46,2%, в 1982 г – 44,9%, в 2002 г. – 44,5%.
Глядя на цифры среднего класса в США, уже глупо рассуждать о численности СК в России, превышающей американские показатели.
Мы уже приводили отрывки из отрывки из книги «Российское общество как оно есть», (2011 г., изд-во «Новый хронограф», 1 тыс. экз.), в которой приведено масштабное исследование российского общества, сделанное Институтом социологии РАН. Есть там и оценка численности СК в РФ. Он по методике Института социологии РАН составляет 34% населения РФ.
Однако ядро российского класса, совпадающее по большинству показателей с европейским средним классом – всего 15% населения. В числе которых 6% – аналог западного высшего среднего класса (соответственно, низший средний класс в России, определяемый по российским методикам – 9%).
Искать днём с огнём российский средний класс, конечно, занятие увлекательное. Однако куда полезнее – это искать бедных. Мы уже писали, что согласно исследованиям того же Института социологии РАН, бедных в России – 59%. И вот такая катастрофичная цифра их – основание для перманентной нестабильности в РФ.
http://ttolk.ru/?p=11543
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |