Я уже писал, что любая элита прилагает недюжинные усилия, чтобы сбросить с себя любую ответственность перед собственным народом и перераспределить в свою пользу максимум материальных благ. Российская — исключением не была.
Ели есть желание, можете ознакомиться с парой любопытных текстов:
1. « Манифест о даровании вольностей российскому дворянству» Петра III.
2. « Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства » Екатерины II.
Документы, я вам скажу, совершенно наглые. По нынешним временам могу их сравнить разве только с эстонским «Законом о государственной службе», который местные чиновники поспешили провести через парламент сразу после получения независимости. В нем тоже застолблено неумеренное количество льгот. Например, выплата выходных пособий по увольнению в размере 10 должностных окладов, бесплатное обучение детей в высших учебных заведениях и тому подобное.
Но вернемся к российской истории. Основной смысл вольностей сводился к следующему: Если раньше дворянство, получив от государства вотчины и освобождение от податей, было обязано постоянно их отслуживать (собственной кровью и выставлением по требованию соответствующих вооруженных отрядов), то теперь эта обязанность ликвидировалась. То есть, если раньше у нерадивого дворянина (не выставившего на очередной смотр ополчения нужного количества оружных воинов) поместье могли запросто отнять, то теперь оно поступало ему в полную собственность. Вместе с крестьянами, разумеется. Его можно стало продать, завещать, подарить и тому подобное. Дворяне теперь служили Родине не за свой счет, а за жалование. Угадайте на кого расписали увеличившиеся накладные расходы? Правильно! На податные сословия (дворяне в их число не вошли, естественно). А нагрузка эта была довольно приличной. Мало того, что налоги платить, так ведь еще и бар содержать приходилось.
Ключевский В.О. сообщает, что к концу царствования Анны на 100 податных душ приходилось:
Дворян потомственных — 7.5
Дворян личных и служащих — 3.0
Духовенства — 4.5
Пятнадцать ротастых паразитов на сотню работников, черт побери! Кстати о духовенстве. В православных губерниях его было в шесть раз больше, чем в католических привислинских, и в почти в шесть раз больше, чем протестантских остзейских.
Неудивительно, что сразу крестьянские восстания начались. Я бы на месте крестьян тоже впал в недоумение от такого хамства. Ведь для обеспечения «вольностей» пришлось резко ужесточить крепостное право и распространить его на ранее свободные группы населения. Так и хочется провести параллели в наши времена. Стоит ли право бар свободно ездить за границу (раньше было нельзя) и околачивать груши в имении — ужесточения крепостного права и расширения рекрутских наборов? Зато, говорят, культура и искусства расцвели. От скуки и безделья, надо думать. А народу оно надо? Тем более за такую цену.
А эпопея с отменой крепостного права и решением земельного вопроса? Это же просто спектакль ужасов какой-то. В отчете III отделения за 1858 г. говорилось: «Одни [помещики] переносили крестьянские усадьбы на новые места или переменяли у них земляные участки, иные переселяли крестьян в другие свои имения, уступали их степным помещикам не только за бесценок, но и даром, третьи отпускали крестьян на волю без земли и вопреки их желанию; сдавали их в рекруты в зачет будущих наборов, отправляли в Сибирь на поселение — одним словом, вообще употребляли разные средства, чтобы избавиться от излишнего числа людей и чтобы сколь возможно меньшее их число наделять землею».
Не удивительно, что дело, в конце концов, кончилось революцией.
Можно конечно утешаться мыслью, что именно введение «вольностей» стало началом конца дворянства, само существование которого потеряло всякий смысл. Но народу-то от этого не легче. Думается, что, и февральская революция была затеяна вовсе не для того, чтобы облегчить народу жизнь. Ее основной целью было избавить российскую элиту от последней ответственности перед собственным народом, которая на тот момент еще оставалась — моральной.