Что делать когда очень хочется доказать правоту которой нет? Спросите у Кантора – у него тут опыт. Спросите, он вам скажет – главное не отчаиваться, на все есть своя технология.
Например – имеем спор экономического характера. Споры экономического характера имеют свойство длиться вечно и не доставлять радости спорщикам.
Как тут быть? Например – слить и переложить. Слить бизнес-тему в размытое политическое русло и (пользуясь терминологией футбольных комментаторов) уконтропупить противника диагональным переводом мяча из зоны защиты бизнес-интересов на левый (и чем левее – тем увлекательнее) фланг политической атаки. И переложить проблему с больной головы, на чью-нибудь поздоровее.
Вот этот приемчик иностранный господин В.Кантор, владелец новгородского химкомбината «Акрон» освоил в совершенстве. Случись чего, с китайским ли экспортом проблемы, с поставками ли в Калининградский морской порт (по какому-то недоразумению они считаются отгрузками на внутренний рынок) заминка – виноват «Апатит» (ну и «ФосАгро» как головная организация холдинга, куда «Апатит» входит) . Ясное дело – а кто ж еще? В этом деле крайне важно и чувство вкуса, и чувство меры. Главное – не перегнуть палку. Но в том случае, когда за «наездом» сразу видна фигура его заказчика и мотивы – палка не только перегнута, она уже сломана.
И если увидели вдруг светлые головы в Интернете темные заклинания с рефреном «Апатит – монополист», «ФАСагро - село гнобит», то сразу понимают – что-то не ладно в «новгородско-китайской империи» швейцарско-израильского «императора» Кантора. Примета точная – проверенная. Если широкая общественность услышала такой характерный гром, значит у одного иностранного бизнесмена где-то крепко полыхнула молния.
На минувшей неделе такой сигнал прозвучал. Информационные сетевые порталы «Regions.ru», «Dni.ru», «Pravda.ru», «Ytro.ru» как по заказу синхронно опубликовали материал о том, что «ФосАгро» готовит серьезный удар по «Акрону» в связи с созданием Северо-западной фосфорной компании». «ФосАгро», оказывается, мешает деятельности СЗФК. Тут нам всем остается с облегчением вздохнуть и порадоваться, что В.Кантор занимается продажей минеральных удобрений, а не танцами. А то даже страшно представить, что бы ему мешало тогда. Да и размещать подобную информацию ему пришлось бы уже не на «Ytro.ru», а на других, тоже весьма специализированных сайтах.
Раз начался поиск виноватых, то видимо дела у СЗФК – полный швах. Да и о каких таких делах вообще можно говорить? Отталкиваясь от опубликованного на тех же сайтах в том же материале отчета о деятельности СЗФК приходишь к выводу, что компания эта за год провела совещания (2 штуки), собственную презентацию (1 раз) и подала заявку (1 штуку). Все. Деятельность бурная – слов нет. Если СЗФК всерьез считает себя конкурентом «Апатита», то такому конкуренту не мешать, а помогать надо.
Как показывает практика (а она довольна обширная, все-таки за последние лет 5 наезд «Акрона» на «ФосАгро» случается с периодичностью не реже раза в полугодие), за сообщениями в Интернете обязательно последуют какие-нибудь общественные акции – пикеты (желательно у стен антимонопольной службы), собрания трудовых коллективов, обращения губернаторов, письма в высокие инстанции. Содержание писем привычное – «Монопольное положение «Апатита» на рынке апатитового концентрата ведет к развалу сельского хозяйства всей страны и подрыву продовольственной безопасности», «отказ «Апатита» продавать свою продукцию по ценам ниже рыночных – диверсия», «если «Апатит» в очередной раз откажется снижать цены – в Новгороде будет забастовка» несмотря на беспрецедентный рост чистой прибыли «Акрона» в 2,8 раза в 2005 году по сравнению с 2004-м, до 156 млн. долл.
Между тем, забастовка в Новгороде все-таки будет. 1 мая работники «Акрона» намерены выйти на улицу и потребовать у владельцев комбината давно обещанного повышения заработной платы.
Владельцы новгородского химкомбината тем временем демонстрируют завидную приверженность испытанным схемам. Все по-прежнему. И цирк никуда не уехал, и клоуны – в полном порядке. А это значит, что «компрометирующие материалы абсурдного характера» будут продолжать непонятным образом появляться в Интернете. Источники из теперешнего окружения Кантора сообщают, что вот-вот появится новое коллективное письмо в адрес Президента, Госдумы, Совета Федерации, правоохранительных органов и антимонопольной службы (все как водится). Самому письму, конечно, цена – листок бумаги. Оно не цель, а средство, с помощью которого можно пролезть в теле- и радио-эфир, на страницы газет. Технология немудреная. Однако и сложность тут одна тоже есть. Такие письма, они все имеют немножко шантажный характер: «вы нам дайте (обеспечьте) что мы просим, а не то – кошмар и апокалипсис вариативного масштаба, вплоть до всероссийской забастовки трудящихся». Письмо обращено к властям, а власти не любят, когда их пугают «кошмаром». Поэтому под такое письмо трудно собрать подписантов, а их надо много (так для солидности положено). Именно сейчас Кантор, по сообщению источников, близких к его тайным советникам, напряженно ищет кого-бы упросить под этим письмом подписаться. Но «настоящих буйных мало» и потому решение вопроса чуть затягивается. Впрочем, в том, что вопрос будет решен, сомнений нет, и проект «письмо – пикеты – забастовки – теле – радио-передачи» будет реализован. Кантор уже зарекомендовал себя как человек, постоянно дающий импульс к развитию рынка PR-услуг. Дающий импульс и не особо считающийся с расходами. Благодаря чему у его окружения всегда и хорошее настроение, и хлеб с маслом, и роллы с мясом краба.
Понятно, что серьезные политические цели, которые ставит Кантор, оправдывают толщину сметы. Но когда человек, тратит на свой PR примерно столько же, сколько МПС, или партия «Яблоко» в свои лучшие времена, но получает в виде реализации своих идей лишь пяток статей в Интернете с наездом на конкурента, то выглядит это все, удивительно.