Жесткая и несправедливая позиция США в отношении русского восстания на Украине естественным образом породила обострение антиамериканских настроений. Наиболее популярная патриотическая версия: США, якобы, вообще хотят стереть Россию с лица Земли и превратить все населяемое русскими пространство в сплошное Сомали. С Украины нестабильность и анархия неминуемо перекинется на РФ и т.д. Эта версия, очевидно, льстит нашему самолюбию: «Должно быть, Америка до сих пор нас боится, если решила уничтожить. Вот какие мы крутые!». «Ах Моська, знать она Хартланд, что лает на слона!»
Но в этой гипотезе есть одна странность. Зачем супер-прагматичной Америке уничтожать Россию? Россия – слабейшая из современных мировых сил, и в то же время - естественный рычаг влияния на таких «друзей-конкурентов» Америки, как ЕС и Китай. Из сугубо геостратегических соображений, Америке была бы выгодна Россия более сильная, чем сегодня, и враждебно настроенная в отношении ЕС и Китая. А тут получается, что Россию, наоборот, толкают в объятия Китая. И даже ее отношения с ЕС охладились в гораздо меньшей степени, чем с Америкой, поскольку ЕС тормозит принятие санкций и явно плетется в хвосте американской политики. Да и сам метод «уничтожения» выглядит странным. На данном этапе украинский кризис и американские телодвижения в его связи, наоборот, работают на консолидацию и укрепление российской власти. Давайте просто перечислим, какие процессы начались за последние несколько месяцев:
1) Персональные санкции, начиная со Списка Магницкого, превращают российский истеблишмент в «патриотов поневоле».
2) Дальнейшее обострение санкций неизбежно приведет к вынужденной деоффшоризации, к прекращению бегства капиталов из России и началу их возвращения в Россию. Что само по себе – колоссальный бонус для нашей экономики.
3) Частичная автаркия экономики в связи с грядущими более решительными санкциями усилит политику импортозамещения, что на руку большей части национального бизнеса и ослабит позиции враждебных России компрадоров. «Прохладные» к патриотизму группы населения, принадлежащие к среднему классу и ориентированные на внешний мир, потеряют свои экономические позиции, станут беднее и зависимее от власти.
4) Поддержка русских в Крыму и на Востоке-Юге Украины повышает рейтинг путинской верхушки, позволяет проводить непопулярные меры и убивает шансы оппозиции, т.е. делает режим более устойчивым и уверенным в своих силах.
5) Украинские события запустили процесс национальной мобилизации среди русского и значительной части российского населения. Причем альтернативные силы, которые могли бы воспользоваться ростом национализма, в значительной мере сами себя дискредитировали и политически закопали (см. ниже). Как показывает опыт прошлого, ухудшение ситуации из-за враждебности внешних сил только усилит патриотическую мобилизацию русского населения.
6) «Прозападная» оппозиция дополнительно самоубила себя откровенно антирусским выбором по украинскому вопросу. Причем самоубились не только либералы, и не только Ходорковский с Навальным, но и значительная часть несистемных националистов. Даже лидеры регионалистов ухитрились политически самоубиться, поддерживая карательные рейды киевской хунты против восставших регионов и одобряя «сожжение колорадов» в Одессе. Теперь «Пятую колонну» Путину не нужно даже репрессировать: любая серьезная заявка на власть с ее стороны обнуляется поднятием архивов, кто и что говорил на тему Украины. И это будет работать очень долго, десятилетиями. По сути, Западу придется создавать в России оппозицию с нуля, подбирая совершенно новых людей. На это уйдет много лет.
7) Полностью демаскировала себя «Пятая колонна» в российских СМИ, в среде журналистов, причем еще задолго до того, как ее действия могли бы нанести путинцам серьезный ущерб (поскольку агитация «за Украину» явно не пользуется популярностью среди населения и элит). Путинцы теперь точно знают, кто есть кто в журналистском корпусе, и кого нужно «задвинуть» в момент, когда противостояние обострится.
А теперь подумайте сами, вот эти «Семь Путинских Ударов» - это что, результат американской глупости? Давайте все же не следовать за приколистом Задорновым, утешая себя байками о «тупых америкосах». Средний американец, привыкший к комфортной жизни, может и не слишком остер умом, но не нужно забывать, что в Америке работают десятки мозговых центров и финк-танков, любой из которых по интеллекту раз в 10 превышает совокупные возможности Кремля. Притом, в отличие от самодурствующих российских властей, американская элита интеллект уважает и склонна прислушиваться к экспертам. Америка просто физически не может так «ошибаться», быть настолько глупой и по-глупому прямолинейной.
Даже поверхностных знаний о русской истории и менталитете русского народа достаточно для того, чтобы спрогнозировать рост консолидации населения вокруг режима в ответ на давление Америки. Власть в России никогда не чувствует себя так уверенно, как в обстановке тотальной войны, «затянутых поясов» и карточной системы. Экономические санкции, стимулирующие деоффшоризацию и импортозамещение, следует рассматривать скорее как лекарство для экономики, работающее на стратегическое укрепление России. Притом Россия ведь не будет целиком отрезана от мира, и необходимое оборудование сможет доставать через Китай и других посредников. И наконец, радикальную демаскировку «Пятой колонны» задолго до того, как ухудшение ситуации заставило бы народ к ней прислушиваться, невозможно объяснить вообще никакими рациональными доводами.
Тут еще нужно вспомнить, что американцы – бихевиористы. Они собаку съели на схемах мотивации типа «стимул-реакция». В чем-то другом они еще могут ошибаться, но в этой теме – никогда. Тут они впереди планеты всей. Так может быть, они и не ошиблись, просто цель у них несколько иная, а вовсе не «уничтожение России»?
Размышляя над «необъяснимой глупостью американской политики», я вспомнил оригинальную концепцию историка-аналитика Геннадия Александрова об истинных целях Вьетнамской войны (ищите в архивах его блога alexandrov_g). В двух словах, Америка воевала с коммунистическим Северным Вьетнамом не для того, чтобы его уничтожить и распространить на всю страну слабый и коррумпированный сайгонский режим, а как раз наоборот. Америке в лице Вьетнама нужен был региональный военно-политический противовес Китаю, не позволяющий ему физически поглотить весь Индокитай. В ходе Вьетнамской войны Америка, путем жесткого многолетнего мордобития, воспитала северовьетнамский режим в мощное национальное государство, способное в одиночку отбить атаку китайского колосса (что и произошло в 1979 году).
Не это ли сегодня Америка пытается сделать с российским режимом? Американским бихевиористам надоела слабость и бесхребетность компрадорской России, обрекающая ее на роль европейско-китайской марионетки, и они своими бесчеловечными бихевиористскими методами решили посодействовать возрождению русской нации и трансформации российского режима во что-то более сильное и жизнеспособное. Если шведы в свое время стали «учителями» русских против своей воли, то великий американский народ и мудрый президент Обама вполне обдуманно толкают Россию на путь величия, в сторону национального переформатирования, избавления от компрадорской и антирусской модели государства. И будут давить до тех пор, пока это переформатирование не совершится. Причем сдаться на капитуляцию нынешней элитке никто не позволит. Астеррот верно подметил, что американские претензии к России сформулированы таким образом, что им невозможно удовлетворить при всем желании путинского руководства. Ибо Америке от России сегодня нужна не «капитуляция», а нечто прямо противоположное. Результатом этого переформатирования будет, разумеется, не «Россия Ходорковского» и не «Россия Навального», а нечто более «прорусское», сильное и злое.
Тут, конечно, возникает разумное опасение: а не слишком ли слаб пациент для таких экспериментов? Бросили щенка в воду – а он взял и утонул, вместо того чтобы научиться плавать. Опасение вполне разумное. Не случайно американцы пока не спешат с места в карьер, начинают обучение плавно, заранее подставляют тех, кто мог бы повредить процессу изнутри. Обама – не какой-нибудь полоумный физрук из прапорщиков, загоняющий детей насмерть, а гуманный американский тренер. Профессионал. Когда-нибудь ему поставят памятник на Красной площади, рядом с Мининым и Пожарским. Однако слишком обнадеживаться не стоит. «Обучающая» Северная война в свое время была колоссальным испытанием для России и русского народа. Вьетнамцам тоже не сладко пришлось во время «американского тренинга» (колоссальные потери, многолетние лишения, бомбежки). Ближайшие 10-15 лет явно не будут самыми счастливыми и беззаботными в жизни большинства граждан России.
Но не впадаем ли мы в абсурд, приписывая Америке желание усилить Россию вопреки воле российской компрадорской элиты? Очевидно же, что в результате обамовского «тренинга» Россия будет не только более сильной, но и более антиамериканской, по настроениям населения и элит. Ну и что: современные вьетнамцы тоже не забыли об американских зверствах, однако геостратегическая обстановка заставляет их быть партнером Америки. Америка – далеко, а колосс Китая – рядом, и об этом приходится всегда помнить. Точно так же и с Россией: усиление России объективно породит множество поводов для конфликтов и трений с ЕС и Китаем, что выгодно США.
С ЕС все на поверхности: Евросоюз объективно заинтересован в сохранении нынешней слабой и полуколониальной России, которая в то же время является пугалом для неверных европейских лимитрофов. Усилившись и обретя полноценную элиту, Россия будет претендовать на лидерство в Европе, что неминуемо вызовет раскол среди европейцев и сделает невозможным трансформацию ЕС в полноценную Империю. С Китаем, на первый взгляд, не все так просто. Китаю (и об этом много писал Косарекс) объективно выгодно некоторое усиление России и ее индустриальное развитие, поскольку в своем нынешнем состоянии она не тянет даже на роль полноценного вассала. Однако вряд ли китайцам понравится «Россия на стероидах», усилившаяся в той пропорции, в какой ее усилила американская промышленная Модернизация 30-х годов XX века.
Предполагаю, что сложности XXI века у значительной части американских элитариев вызывают ностальгию по простым и понятным временам биполярного мира, когда можно было списывать все свои косяки на «происки Советов» и запугивать недовольных вассалов «русской угрозой». Кстати, согласно Валлерстайну («После либерализма»), американцы сами и заложили контуры Мира Холодной Войны, как наиболее выгодной для них мировой системы. Мир 1945-1990 гг. он считал однополярным, где СССР просто играл отведенную ему американцами роль, будучи на деле «субимпериалистическим агентом США» (т.е. младшим партнером, исполняющим роль «злого следователя»). Недопустимое ослабление России и превращение ее в европейско-китайское совладение лишило Америку целого ряда инструментов воздействия на своих главных «друзей-конкурентов».
И последний вопрос. Какова роль Украины в рамках этой гипотезы? Украине, увы, уготована участь грелки, которую Тузик должен порвать в ходе тренировки, чтобы из слабой и бестолковой «Моськи» вырасти в полезного для Америки «Мухтара». Дабы Тузик, по доброте душевной, не сжалился над грелкой и порвал ее со всей необходимой яростью, грелка, по советам американских экспертов, работающих в Киеве, заботливо изрисовала себя свастикой, сжигает людей, воюет с собственными гражданами и проявляет прочие «чудеса предусмотрительности». А заодно утягивает за собой в Ад большую часть антипутинской оппозиции в России.
Сергей Корнев