08/10
03/10
24/09
06/09
27/08
19/08
09/08
01/08
30/07
17/07
09/07
21/06
20/06
18/06
09/06
01/06
19/05
10/05
28/04
26/04
18/04
13/04
09/04
04/04
28/03
Архив материалов
 
О русофобии явной и мнимой

В среду, 19 октября 2005 года в Москве состоялась презентация доклада Московского бюро по правам человека (МБПЧ) на тему: "О русофобии явной и мнимой", сообщает корреспондент ИА REGNUM. На презентации присутствовали: автор доклада, эксперт МБПЧ Семен Чарный, директор МБПЧ Александр Брод, президент Российской сессии Международного общества прав человека Владимир Новицкий. Доклад, по сообщению автора, "посвящен фактам дискриминации русского населения России и спекуляциям на понятии "русофобия".

"Правозащитные организации, работающие в России и занимающиеся проблемами дискриминации по национальному признаку, в основном посвящают свои доклады национализму этнического большинства в отношении этнических меньшинств. Национализм меньшинств обычно остается "за кадром" и фактически отдается на откуп "профессиональным патриотам", делающим на этом политическую карьеру и запугивающим граждан России апокалиптическими картинами", - отмечается в докладе.

"Наиболее заметным проявлением подобного национализма стала дискриминация при кадровых назначениях в национальных республиках в составе России. Практически везде в этих регионах верхний слой назначенцев составляют исключительно представители титульной нации. В качестве примера можно привести Татарстан. Там татары составляют около 50 % населения республики, среди руководителей высшего и среднего звена представителями татарского этноса занято от 75 до 85 % кресел. Во многих республиках полуофициально провозглашалась линия на "коренизацию" руководящих кадров.

В Адыгее не титульное население составляет почти 80 %, а представители титульной нации занимают практически все руководящие посты.

Поскольку собственность в этих республиках обычно делилась по клановому принципу, то "русский" бизнес, обычно не входивший ни в какие кланы, оказывался в невыгодной ситуации. Такая же проблема складывалась при поступлении в университеты. Кроме того, после прекращения функционирования предприятий (в основном ОПК), их сотрудники (как правило, из числа русскоязычного населения) оставались без работы", - сообщается в докладе.

"Практически в каждой национальной республике существует группа интеллектуалов, чье творчество пронизано нелюбовью к "имперской России", - сообщает автор доклада, - содержит обвинения в адрес российских властей в продолжающемся до настоящего момента геноциде/ущемлении прав данного народа. При этом, обвинения часто переносятся с российских/советских властей на весь русский народ, изображаемый в черных красках. Классический пример подобной организации - Татарский общественный центр (ТОЦ), действующий в Татарстане с 1991 г. В середине 1990-х члены ТОЦ воевали на стороне чеченских сепаратистов. Последняя громкая акция, в которой участвовали представители Центра, - разрушение часовни в Набережных Челнах в 2003 г. активистами ТОЦ во главе с руководителем его набережно-челнинского отделения Кашаповым, в свое время гордившимся контактами с Басаевым. После совершения акта вандализма он обвинялся в разжигании межнациональной розни, однако затем был оправдан местным судом. Отметим, что в Татарстане вообще с трудом выдаются разрешения на строительство православных церквей и часовен.

Нынешний лидер ТОЦ Бареев сразу после избрания на эту должность заявил, что "выступает за полную независимость Татарстана от России по модели Сан-Марино и Ватикана" и пообещал воспользоваться общим социальным неравенством в стране для проведения массовых акций в поддержку независимости Татарстана".

В докладе также сообщается, что "в ряде национальных республик фактически произошла "коренизация" школы с вытеснением русского языка и преподаванием на языке титульной нации. В том же Татарстане татарскому языку отведено 6 часов, русскому - 4. При этом, учителям татарского языка платятся дополнительные надбавки, а учителям русского - нет. Все это регулируется "Национальной доктриной развития образовательно-воспитательных систем в Республике Татарстан", разработанной в 2000-м году Институтом истории АН Татарстана. Согласно доктрине, федеральные учебные планы являются "вторичными", а местные - "первичными". Предполагается также создание "своих" учебно-методических пособий, не только для татарских, но и для русских школ.

В Башкортостане представителям титульного народа отдается приоритет при защите кандидатских и докторских диссертаций. В результате представители других национальностей вынуждены выезжать для получения ученых степеней в другие регионы России".

В докладе представлены также факты "низовой" русофобии, свойственной, по мнению автора, в основном активистам националистических организаций. При этом автор отмечает, что "наличие массовых общин приверженцев радикального ислама - т.н. ваххабитов, получающих подпитку от международных исламистских организаций и фондов, является специфической особенностью Южного федерального округа, а также ряда регионов в Поволжье и Сибири со значительным мусульманским населением. Впрочем, радикальные исламисты действуют не только в подобных регионах РФ".

"Другой очаг "национализма меньшинств", - сообщается в докладе, - находится в национальных республиках Сибири и Дальнего Востока - Якутии, Туве, Горном Алтае. В 1990-е в ходе социологических опросов была зафиксирована высокая солидаризация по этническому принципу и повышенная, в сопоставлении с другими регионами, "готовность к любым действиям во имя интересов своего народа".

18 августа 2005 г. была сожжена Свято-Пантелеймоновская церковь в селе Балыктуюль Улаганского района Республики Алтай".

"В настоящее время ответный национализм - реально существующее явление. Однако его размеры и возможность влияния на ситуацию в регионах многократно преувеличены "патриотической" печатью, создающей у своих сторонников "синдром осажденной крепости", - считает автор доклада. - Впрочем, рост "национализма меньшинств" вполне может начаться - как ответ на рост русского национализма, провоцируемого во многом как реально существующими проблемами, так и безответственными публикациями в СМИ. Кроме того, местный национализм может широко использоваться региональными элитами в случае ослабления центральной власти".

В заключение МБПЧ предлагает следующие меры для решения изложенных проблем: "должна быть прекращена крайне опасная для безопасности и единства государства практика назначения руководящих кадров по национальному (клановому, земляческому) признаку. В регионах должна быть проведена унификация законодательства для соответствия его законодательству федеральному.

Сотрудники правоохранительных органов должны в полной мере использовать существующее законодательство для борьбы с активистами радикальных группировок, пропагандирующими национальную ненависть.

В обязательном порядке должен быть проведен пересмотр школьных программ и учебников, формирующих чувство превосходства одного народа над другими. В школах и вузах требуется введение специальных программ по развитию толерантности, межнационального диалога. Одновременно, учитывая, что многие национальные регионы - дотационные территории с массовой безработицей и отсутствием программ социальной защиты, должны быть приняты меры по оздоровлению данных территорий, открытию новых рабочих мест, полноценных досуговых и культурных центров".

 

http://www.regnum.ru/news/531303.html


0.19072914123535