Декан Факультета социологии и политологии Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов:
- В российских и сирийских официальных кругах господствует оптимизм. Но, если честно, я рассматриваю ситуацию как достаточно опасную и неблагоприятную для России.
Действительно, после удара по Сирии никто не погиб, и почти разрушений не было, что похоже на «договорняк» между великими странами. Но от этого Соединенные Штаты выиграли, а Россия проиграла. Почему? Потому что Россия позволила нанести удар по суверенному государству, своему союзнику, без каких-либо на то оснований, в совершенно волюнтаристском ключе.
Соединенные Штаты Америки продемонстрировали, что они с Россией не считаются, не считались и в перспективе считаться не будут. Москва получила очень серьезный моральный удар, а, как показывает практика, прогнув один раз, Вашингтон обычно начинает прогибать постоянно, причем на более жестком и значимом уровне.
Поэтому я предполагаю, что точечной, возможно имитационной атакой Штаты не ограничатся, они будут и дальше прогибать Россию, пользуясь страхом нашей элиты перед Третьей мировой войной.
Показательно, что американская элита, которой терять гораздо больше, почему-то не боится Третьей мировой и прет, как говорится, встык. А наша элита и определенные экспертные круги повторяют мантру «лишь бы не было войны». Но как показывает практика, уступками никогда ничего достичь невозможно.
И если у России нет политической воли на адекватный ответ, то США и дальше продолжат беспредельничать. Например, может прийти черед Венесуэлы. Как сейчас уже было заявлено, США собираются наводить там свой порядок.
Думаю, продолжатся удары по Сирии, как только подойдет авианесущая группаво главе с авианосцем «Гарри Трумэн». Тут я уже не исключаю, что следующий удар будет сопровождаться реальными разрушениями, и даже под удар могут попасть российские военнослужащие или представители частных военных компаний России.
Мы помним, что применительно к 30-м годам прошлого столетия был термин «умиротворение агрессора», когда практически все страны Европы фактически пытались избегать боевого столкновения с Гитлером, отдавая ему на растерзание Чехословакию, Австрию, Польшу. И к чему это привело?..
Что касается СССР, то у нас был принцип «не поддаваться на провокацию». Эта установка давалась и в 1941 году, и ранее, но 22 июня не удалось избежать. Причем, как показала история, в 22 июня наши войска вошли психологически не готовыми. Поскольку им постоянно говорили не поддаваться на провокацию, то многие и восприняли начало войны как ту самую провокацию. Это обернулось серьезными потерями.
На мой взгляд, российское руководство осознает всю опасность ситуации и должно продемонстрировать политическую волю для адекватного ответа на вот этот обстрел. Иначе у нас будет репутация тех, кто на хамские вызовы не отвечает и прогибается перед агрессором.
И мне кажется, российскому руководству нужно в большей степени задавать мобилизационный тренд нашему обществу, которое пребывает в достаточно расслабленном состоянии и не готово к резкому обострению международной ситуации. А такое обострение вполне может быть, с учетом того, что Соединенные Штаты Америки ведут себя, как говорится, за гранью добра и зла.
Беседовал Дионис Каптарь