Так, в гайдаровский период в России самым модным утверждением либералов (как это нетрудно показать, ничем не обоснованным) было «чем больше равенства (справедливости), тем ниже темпы роста производительности (душевого дохода общества)». Следовал простой вывод: выбросили в помойку справедливость обогащается, вырастет слой- пусть, кто может, -вместе с социальной политикой, «эффективных предпринимателей», а они уже помогут впоследствии (скоро ли, нет ли) создать высокий душевой доход и обогатить весь народ. Прошедшие 15 лет показали, что лозунг, как и лежащая в его основе теория, служили просто фиговым листиком, прикрывающим разграбление страны ничтожным меньшинством, дорвавшимся до власти. Производство упало вдвое, миллионы россиян были сброшены в нищету. И до ныне народ все никак не может - не то чтобы обогатиться - выйти из крайне бедственного положения, в то время как в списке журнала «Форбс» состояния некоторых новоявленных российских миллиардеров уже приближаются к 20 миллиардам. Представляется сомнительным, чтобы на основе интуитивности можно было бы строить адекватную теорию справедливости.
Справедливость как зависть. Эта идея не нова и не оригинальна, хотя и весьма привлекательна для либералов своей простотой и прямолинейностью. В современном варианте она принадлежит Зигмунду Фрейду, вообще придававшему в своих построениях большое значение зависти, в особенности сексуальной, и в то же время сильно пересекается с основной мыслью Фридриха Ницше в том, что миссия человечества заключается в порождении великих людей, «сверхчеловеков», для взращивания которых оно обязано служить лишь питательной почвой, в то время как у них нет никаких обязанностей по отношению к прочим людям, разве что держать их в узде. Такой ход рассуждений естественным образом приводит к мысли, что единственная справедливость – это существование сверхчеловеков (или, по-современному, сверхбогатых), а все остальное, что именуется человечеством испокон веков справедливостью, есть простая зависть. Имеется в виду, что те, кто ставит вопрос о справедливости, просто завидуют богатым, между тем как нормой является ничем не ограниченная экономическая, социальная и политическая поляризация общества, где обездоленные не имеют никакого права на защиту со стороны общества и государства. Это схоже с точка зрения кальвинизма, согласно которой бедность – это знак предопределения души к «вечному осуждению», а богатство – признак предопределения к спасению, поэтому человек всегда «справедливо» богат и «справедливо» беден.
На наш взгляд, однако, более правильным является обратное утверждение – справедливость есть состояние, когда никто никому не завидует, или, еще более точно – при котором общество не испытывает социальной напряженности. Еще точнее – это состояние консенсуса, при котором никто не требует его изменения для улучшения своего положения, т. е. все, за исключением небольших маргинальных групп, согласны с существующим порядком распределения прав и обязанностей [22] [23] [24].
Д. Ролз пытается опровергнуть гипотезу зависти, во-первых, формально-теоретическими построениями, опирающимися на его концепцию справедливости – модифицированную концепцию справедливости как честности. О ней речь пойдет ниже, но, с другой стороны, он использует и наличие мощного слоя среднего класса в современном западном обществе.
При такой социальной структуре общества, как полагает Д. Ролз, существование групповой социальной зависти невозможно. Имеет место так называемая унимодальная структура общества, когда распределение домашних хозяйств по доходам и/или богатству имеет вид, близкий к колоколообразной кривой с небольшими хвостами слева и справа. Первый соответствует бедным, а второй – богатым слоям населения. Но возможно и бимодальное распределение, когда кривые имеют два максимума – слева и справа, а между ними, на месте среднего класса, зияет провал [12] .
К унимодальному типу общества сейчас относятся страны «золотого миллиарда», но большая часть человечества живет в обществах бимодального типа, в отношениях которых логика Д. Ролза не применима.
И весь мир также представляет собой бимодальное общество, где правый максимум образует золотой миллиард, а левый – почти весь остальной мир. Поэтому речь должна идти о чем-то другом – зависть – чувство индивидуальное и предполагающее, что индивидуум хочет завладеть объектом, находящемся в собственности или под контролем другого, поставить себя на его место*.
То, с чем на самом деле приходится иметь дело и правительствам, и социологам, - есть групповое социальное (если хотите, классовое) возмущение существующим порядком и при том не только распределительной его стороной, но и неравенством социальных возможностей.
Попутно заметим, что в последнюю четверть ХХ века и начала ХХI века начинает возрастать социальная поляризация и в странах золотого миллиарда, выливающаяся, в частности, во всплесках социального возмущения в связи с наплывом иммигрантов из развивающихся стран. Общество золотого миллиарда утрачивает социальную стабильность.
В отличие от индивидуальной зависти, классовое социальное возмущение направлено не на замену одного собственника желаемого объекта другим (т.е. самим собой), а на слом всего существующего порядка, как крайне несправедливого.
Моральная теория справедливости. Эта теория опирается на базовые понятия чувства справедливости, обдуманного суждения и рефлективного равновесия.
Теория исходит из того, что у каждой личности, обладающей интеллектуальными способностями, к определенному возрасту вырабатывается при нормальных условиях чувство справедливости [10, с.52].
Это чувство справедливости проявляется при общении с другими людьми в обдуманных суждениях, т.е. суждениях, высказанных после рационального размышления, свободных от поспешности или эмоций (например, раздражения). При столкновении суждений разных людей, придерживающихся разных концепций справедливости, их чувства справедливости подвергаются внутренней коррекции до тех пор, пока не наступает рефлективное равновесие, отражающее представление о справедливости, господствующее в данном обществе.
Несомненно, что справедливость относится в той же, если не в большей, степени к области морально-религиозной, так и к социально-экономической области. Огромное влияние на нее оказывает цивилизационный фактор, и, как наиболее яркое проявление характера цивилизации, доминирующая в данном обществе религия.
Одним из вариантов моральной концепции справедливости является концепция русского консервативного философа и политолога Ивана Ильина [13, с.60-67]. К моральной концепции она относится потому, что по Ильину «справедливость не обеспечивается общими правилами, она требует еще справедливых людей». Пафос концепции Ильина состоит в том, что она, в противовес эгалитарным теориям справедливости, утверждает, что справедливость достигается именно через неравенство. Точнее, она требует «жизненно-верного, предметного неравенства». Отсюда резкий антисоциализм, отрицающий присутствие справедливости не только в социализме советского типа, но и во всяком социализме вообще. Однако, для обоснования своего антикоммунизма и антисоветизма Ильин совершает подмену понятий и приписывает советскому строю стремление к полной «уравниловке». Поскольку же полное равенство людских способностей недостижимо, из попытки его установления вытекает новое неравенство, в виде партийных и должностных привилегий, прикрытых маской «двойной морали». Последнее неравенство, по Ильину, является наиболее хищническим и несправедливым.
Концепция Ильина могла бы стать основанием для построения общества с иерархической статусной структурой. Цепочку рассуждений Ильина представить себе так: изначальное различие между людьми – отражающее его неравенство в распределении и статусе – привилегированное положение наиболее творческих и способных людей (элиты) – так называемое «справедливое неравенство» – установление монархического правления, как единственного общественного устройства, вытекающего из этого неравенства и способного его поддерживать.
На самом же деле ни одна социалистическая доктрина не провозглашала такого крайнего эгалитаризма. Менее всего такого рода социализм существовал в Советском Союзе. На самом деле то, что было национализировано, сделалось общенародной собственностью в доверительном управлении у государства. И, несмотря на уязвимость этой формы собственности, нельзя отрицать тот факт, что население Советского Союза получало дивиденды от этой собственности в виде бесплатного здравоохранения и образования, дешевого транспорта, бесплатного наделения жильем с крайне низкими тарифами на квартплату и коммунальные услуги. «Уравниловка» же ярко проявилась в «эпоху упадка», когда все было вновь отобрано (уже у трудящихся) и поделено внутри ничтожно малой кучки выходцев из партийной номенклатуры и лидеров теневой экономики (по принципу «все отнять и поделить»).
Иногда Ильин выдвигает и прямо ложные тезисы, движимый, по-видимому, в основном антикоммунистическими эмоциями. Так, например, он пишет об уничтожении большевиками русской науки. И это о стране, запустившей первый спутник и первого человека в космос! Кстати, и развитие науки финансировалось за счет нераспределенных дивидендов от общенародной собственности.
Тем не менее, несомненной заслугой Ильина является то, что он выдвинул положение о том, что справедливость не может быть адекватно отражена только формальными способами, и оставляет значительное место для неформального подхода, в особенности в том, что касается выделения наиболее достойных в системе «справедливости в неравенстве».
Нас, однако, в настоящей статье интересует, прежде всего, проявление справедливости в социально-экономической сфере, причем не как понятия, а одного из важнейших факторов социально-экономической реальности. С этой точки зрения мы и будем вести рассмотрение, имея, однако, постоянно в виду более широкую сферу формирования и действия фактора справедливости.
С занятой нами позиции моральная теория справедливости в том виде, в каком она существует сейчас, является слабо обоснованный и мало конструктивной.
Уже Ролз указывает на трудности, связанные с понятием рефлективного равновесия. В теории не доказывается, существует ли оно, и, если существует, то единственно ли и достижимо ли оно? [10, с.55]
Мы, со своей стороны, отметим индивидуалистичный характер теории и ее субъективизм. Представляется, что теория ставит телегу впереди лошади – ведь индивидуум рождается не в вакууме, а некотором обществе и его чувство справедливости формируется под влиянием господствующей системы ценностей, в том числе и представления о справедливости, и если оно существует, носит скорее характер временного консенсуса и легко взрывается при существенном ущемлении интересов сторон (основных социальных групп) [10, 12a-12b].
Г.Пирогов,Б.Ефимов.
mode=text&id=1721&PHPSESSID=
a5114189e28dc95e0141e4a9b319d283
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |