Поворот был в 1984-1985 и вызван он был, конечно, не экономическими причинами. Можно написать горы книг, но никогда никто не докажет, что в СССР 1985 год был хуже 1980 года, 1980 год - хуже 1975 года, 1975 хуже 1970 и т.д. Наоборот, экономика СССР росла китайскими темпами. Также быстро повышался жизненный уровень населения. 1950 год это жизнь в коммуналках и карточки, 1965 - это отдельные квартиры в хрущёбах, свой телевизор и холодильник, свободная продажа продуктов, 1980 - свой дачный участок, квартира в нормальном доме, другой класс бытовой техники, часто автомобиль. При этом вводится пятидневная неделя и всеобщее среднее образование.
Неудивительно, что никакие деньги западных спецслужб не смогли вызвать даже крохотное оппозиционное движение. Это при реальном нарушении свободы слова, многочисленных проблемах с торговлей и сельским хозяйством, а также очевидном маразме политического руководства. Народ был доволен. Потому что сравнивал свой 1985 год не с Америкой, которой в глаза не видел, а со своей недавней жизнью в коммуналке. Партийный аппарат того времени считал Горбачёва дураком и балаболом. Он не владел партийным канцеляритом (как, например, Примаков), на котором следовало говорить даже краснобаю. А он ещё говорил от себя, говорить не умея. Год ему дали, думая, что человек в ум войдёт, а потом махнули рукой. Престиж был у Андропова, но его политика вызвала крайнее озлобление номенклатуры. Не исключаю, что его вообще убрали. Аппарат считал, что надо уйти из Афганистана и резко сократить непосильные расходы на вооружение. Часть освободившихся средств бросить на закупку импортного ширпотреба и за 5-10 лет подтянуть лёгкую и пищевую промышленность до уровня Восточной Европы. Когда началась антиалкогольная кампания, люди сначала оценили ход Горбачёва. "Неожиданный удар", "укрепление дисциплины". Ожидалось, что это будет демагогия на год, реально ни к чему серьёзному не приводящая, но позволяющая подать под популистским соусом укрепление дисциплины (чего не смог сделать Андропов). Одновременно, что не менее важно, ожидалась региональная чистка кадров с обвинениями в алкоголизме негорбачёвских фракций аппаратчиков. Горбачёва зауважали.
Но уже к концу 1985, увидев, что никаких репрессий нет, и Горбачёв решил вести борьбу с пьянством ВСЕРЬЁЗ, люди поняли, что он дурак. Окончательный крест на внутрипартийном авторитете Горбачёва поставила история с Колбиным. В начале 1987 года надо было ввести в Казахстане чрезвычайное положение и провести жесточайшую чистку кадров под предлогом борьбы с буржуазным национализмом. Всё было сделано точно наоборот. Номенклатурный народ понял, что Горбачёв это не просто дурак, а слабый дурак. В 1991 году Горбачёв оказался в полной изоляции. Правая фракция де хотела его сместить, потому что он шёл на поводу левой фракции, левая - потому что сделал ставку на правых. Дело не в том, что это бред, а в конкретном факте - ГОЛ, КАК СОКОЛ. Путин оприрается на "питерцев", Брежнев опирался на "днепропетровцев", Хрущёв - на Украину, Сталин - на Кавказ. А на кого опирался Горбачёв? Китай ЛЕГКО трансформировал гораздо более убогую экономику. Да, было мало личных автомобилей, да в час пик общественный транспорт работал с перегрузками. Но попасть в любой конец Москвы особой проблемы не было. Чем метро отличалось от сегодняшнего? Только тем, что строилось в 20 раз быстрее и было гораздо дешевле. Проблемы были, ПРОБЛЕМ - не было. Проблема детских садов и школ отсутствовала, была бесплатная медицина. Плохая, с очередями. Но она БЫЛА. И РАБОТАЛА, согласитесь. И её работа имела положительную динамику. Ограничения политических свобод не касались основной массы населения. Более того, они воспринимали действительность именно как свободу, потому что помнили то, что было раньше.
Проблемы КОЛИЧЕСТВА еды в СССР не было совсем. На 60 коп. в день можно было уесться до посинения. Студенту 40 р. в месяц хватало. Были перебои с мясом, но мясо плохого качества (не испорченное, а перемороженное, низкосортное, разбавленное соей в колбасах и сосисках) было почти всегда. Это не считая рынка. Крупы всегда были, естественно был хлеб - крайне дешёвый (ниже себестоимости) и неплохого качества. Это не те проблемы, которые нельзя терпеть. Их и терпели. Даже верхушка Госплана не знала общего состояния экономики. Один министр не знал самых общих сведений о положении у соседей. В стране не было точных географических карт. На крупных - не показывалось несколько десятков городов, карты среднего масштаба печатались с искажениями, а "тактических карт" не было вообще. Даже карта Москвы была засекречена, печатали условную "план-схему", где было искажено всё, вплоть до формы кольцевой дороги. План завода, висящий на стене директорского кабинета, всегда был прикрыт особой занавеской. Руководитель области, будучи членом ЦК, мало что знал о местной военной экономике, а в некоторых областях она составляла более 50%. Была засекречена золотодобыча, все предприятия МВД - даже если они шили варежки и делали ёлочные украшения.
Даже 90% данных по микроэкономике печаталось в виде коэффициентов. "Производство стиральных машин увеличилось в 1977 году на 114,6%" Цены были разные в разных союзных республиках, в городах разного ранга, в закрытых городах, в районах надбавок. Но никаких данных сколько стоит отрез ситца в разных районах получить было невозможно. Только эмпирическим путём. Основа крупной спекуляции не дефицит, а именно разница цен. Так продавали в Москве мандарины и цветы. Но тут была крыша на уровне Политбюро - как следствие не экономической, а национальной политики. Компьютеризация только разрушила бы сложившийся механизм, основанный на неведении, обмане и маскировке.
Д. Галковский
(по материалам http://galkovsky.livejournal.com/147733.html?thread=27273749#t27273749)