- А чего ж вы хотите, варёная колбаса долго не хранится.
То есть человек считает, что при Брежневе иногда торговали несвежей колбасой. А дело, - объясню, кто не знает, - совсем в другом. Колбаса как раз была свежая, ибо раскупалась мгновенно. Да и санитарные нормы в магазинах худо-бедно соблюдались. Из-за нехватки мяса колбасу фальсифицировали, что в сочетании с воровством на всех этапах производства превращало её в малосъедобный соево-чесночный суррогат. Такую колбасу отказывались есть кошки, на свету она быстро "проявлялась" - приобретала зеленоватый оттенок (это при том, что была нашпигована красителями). Есть её можно было разве что в салате или в яичнице.
Настоящая варёная колбаса (знаменитая "Докторская", а также "Молочная", "Любительская" и деликатесная "Языковая") продавалась только по блату. Если она появлялась на прилавках обычных магазинов - это называлось "выбросили", её мгновенно раскупали. Страшный термин "выбросили" (типа как кусок мяса в вольер к крокодилам) означал продажу и других дефицитных продуктов: "выбросили селёдку пряного посола", "выбросили дамские сапоги", "выбросили Хемингуэя".
3-4 раза в год перед праздниками на предприятиях распределяли пайки, так называемые "заказы". В "заказ" входил килограмм гречневой крупы, 2 банки "сгущёнки", палка копчёной колбасы, банка очень плохого растворимого кофе, пачка плохого индийского чая, пара банок рыбных консервов, вроде "Горбуши в собственном соку" или "Шпрот", пачка печенья "Юбилейное". Иногда консервная банка балыка или красной икры. Состав и объём варьировался от ранга предприятия и степени вороватости начальства.
Разумеется, за подобный подарок советской власти надо было платить деньги. Более того, всем продуктов не хватало даже здесь, люди тянули жребий.
В качестве довеска к новогодним заказам прилагалось право на подписку периодики: "Здоровье", "Вокруг света", "Мурзилка", "Литературная газета". Подписки не хватало никогда – тоже тянули жребий. На почте подписаться можно было только по блату, на недифицитные издания или на издания, подписку на которые "выбросили".
Употребив слово "довесок" вспомнил термин "нагрузка". Многие товары в магазинах продавались с "нагрузкой". Чтобы купить банку сайры, нужно было купить банку несъедобной морской капусты. Покупающий томик Фолкнера обязан был купить классика азербайджанской прозы. Часть "заказов" иногда состояла из "нагрузки".
Существует распространённая легенда о социализме, как обществе солидном, основательном, стабильном, предсказуемом. Это совсем не так и общий настрой у людей того времени был другой: украсть, словчить, достать, проскочить, спрятаться, перепрыгнуть. Плетёная сетчатая сумка, находившаяся в кармане любого нормального советского человека, носила характерное название: "авоська". Перманентный дефицит, нелепые распоряжения начальства, отсутствие механизма смены властей дезориентировали население, заставляли жить сегодняшним днём. По улицам все ходили с гигантскими сумками, в поздний период их сменили тележки. Люди постоянно что-то искали, найдя или набредя, покупали впрок. Почтенные отцы семейства ходили по улицам с "венками" - гирляндой туалетной бумаги, перекинутой через плечо. В метро была толчея народа с сумками и рюкзаками (принадлежность отоваривающихся в Москве "гостей столицы"), стояла злая ругань.
Все советские люди – служащие, рабочие, колхозники, по определению были ворами или, точнее, мелкими воришками. Эти мелкие воришки – колхозники, утащившие комбикорма или накупившие булок для свиньи; рабочие, укравшие с родного завода отвёртку или припой (поди-тка, купи); строители, похитившие ящик кафельной плитки; продавцы, обвешивающие покупателей; инженеры, актирующие технический спирт, студенты, полулегально колымившие в стройотядах, - все они чувствовали себя говном и были говном. Об этом можно было прочесть в любой газете, переполненной статьями против "шабашников", "халтурщиков", "несунов", "расхитителей социалистической собственности". В таком же положении воришек были люди, полулегально работавшие на второй работе (массовое явление). Даже распивавшие в подворотне поллитровку считали себя нашкодившими дошколятами, которым родное государство в любой момент может сделать суровое "ата-та". "Ата-та" и делали. Любого гражданина СССР можно было обвинить в воровстве, антиобщественном образе жизни, тунеядстве, алкоголизме и т.д. (я намеренно не касаюсь статей политических), посадить в тюрьму, послать на химию или в ЛТП, выслать на 101 километр, и уж в любом случае подвергнуть публичному издевательству: карикатура в дацзыбао, проработка на собрании, "товарищеский суд".
Это порождало у людей крайнюю безответственность и инфантилизм: "день прожил и ладно". Или, если посмотреть с другой стороны, жизнь простого человека была преисполнена маленькими радостями социализма. Пошёл в магазин, а магазин открыт – уже радость: на двери мог быть замок и надпись "четверг". Что-то купил – совсем хорошо. Достал-обменял-украл-заиграл – радость.
Только вот самоуважения при таком образе жизни, чести - не было и БЫТЬ НЕ МОГЛО. А немцы говорят: "Честь не потеряна – ничего не потеряно. Честь потеряна – всё потеряно." Утешать себя тут советским можно только тем, что человек никогда не имевший чести, не может её и потерять. А приобрести может. Один раз.
В этом смысле пафос старожилов, с удовольствием вспоминающих детский мир социализма, отчасти понятен. Детство во многом приятно своей безответственностью: съел бабушкино варенье, подшиб воробья из рогатки, обкакался – а чего такого? В худшем случае получишь шлепок и завтра можно начинать по новой. "Есть на свете чудо-остров, жить на нём легко и просто".
И ещё в детстве бывают подарки. Подарков советскому человеку давали выше крыши. Один из юзеров так и написал: советская власть ДАЛА многодетному трудяге отдельную квартиру. То есть он её не заработал, а ему её подарили. Приехал Леонид Ильич с Сусловым и Андроповым, взяли мастерки, надели фартуки и для рабочего дом построили: живи не хочу. До предела эта система "подарков" доведена в Северной Корее. Там, например, телевизор купить невозможно. Но у передовиков производства телевизор есть, они по нему честно смотрят парады, речи и революционные оперы. Дело в том, что в день своего рождения горячо любимый и уважаемый вождь товарищ Ким Чен Ир дарит телевизоры понравившимся ему труженикам. Те, получая подарок, падают в обморок от счастья, очнувшись, заливаются слезами благодарности.
Это карикатура на совок, но карикатура близкая к оригиналу. Устойчивое выражение советской пропаганды: "Москвичи получили новогодний подарок. В Чертаново сдан в эксплуатацию микрорайон 9-этажек улучшенной планировки". Или: "Хорошим подарком для москвичей и гостей столицы является новое здание аэровокзала".
Ну а получившие подарки дурачки в коротких штанишках должны были испытывать чувство неизбывной благодарности:
"Все трудящиеся СССР испытывают чувство глубокой благодарности за заботу партии, правительства и лично Генерального секретаря ЦК КПСС, председателя Президиума Верховного совета СССР товарища Леонида Ильича Брежнева".
Если уж пошла речь о чести, поговорю напоследок о вонючей интеллигенции, затеявшей перестройку и доведшей страну до развала.
Думаю, ни один пионер не возразит, что репрезентативнейшими фигурами такой интеллигенции являются Чубайс, Гайдар и Явлинский.
Теперь смотрим на социальное происхождение:
Чубайс - отец энкеведист, служил в оккупационных войсках в Германии (там у него родился старший брат Чубайса), последние годы в чине полковника преподавал марксистско-ленинскую философию в Ленинграде.
Гайдар – отец крупный кегебист, работавший под прикрытием и "журналиста-международника" и "контр-адмирала".
Явлинский – отец воспитанник спецдетдома НКВД, политрук детской колонии.
Можно сказать, что "сын за отца не ответчик" и это действительно так. Но вся троица трогательно любила своих родителей, все три не порвали со своей средой. Все три - комсомольские активисты, рано вступившие в КПСС, все три - не имеют никакого отношения к науке. Все три - с младых ногтей сами сотрудничали с КГБ и были выдвинуты на общественно-политическую арену в генсекство Андропова. Какие же это "интеллигенты"? Совсем другой социальный слой: другой сленг, другие жизненные приоритеты, другой юмор, другой круг общения, другой жизненный опыт, другая биография.
Интеллигенты - это Пастернак, Солженицын, Бродский. Пастернак боготворил Сталина, Солженицын боролся с советской властью, Бродский относился к СССР с брезгливым пренебреженьем. Но все три принадлежали к интеллигентской касте. Которая никогда к правящему слою не допускалась, не допускается и не будет допускаться. Поэтому, когда Солженицын выступал в государственной Думе, Гайдар развалился в кресле и нагло ухмылялся над потугами интеллигентского фраера достучаться до номенклатурных умов и сердец.
Кто же такие Явлинский, Чубайс и Гайдар? Типичные драмбы, то есть гебисты, путём подтасовок и лжи решившие играть на интеллигентском поле. Получили на складе НКВД очки с простыми стёклами, среднее образование, фиктивные научные труды, состоящие из набора слов или написанные литературными неграми, и давай кривляться.
Кто же виноват в постсоветском развале? Разумеется гнилая либерастическая интеллигенция, которой противостоят крепкопопые саночники-кэгэбисты. На них, родимых, саночников и лыжников, одна надежда. Крепкие, румяные, подтянутые, в спортивных шапочках и лыжных костюмах. Эти попки в красных рейтузах вы ещё увидите. Когда всё рухнет, они будут мелькать в слаломе до ближайшей границы с проворностью необыкновенной.