2. Обеспечение практически полного перехода Беларуси на атомную (с постепенной интеграцией в замкнутый топливный цикл на основе научно-промышленных заделов России) и альтернативную энергетику.
3. Создание трансевразийских транспортных инфраструктур нового типа, в том числе – пролегающих по территории Беларуси.
4. Формирование союзного (с Россией) нового станочного парка на основе советских заделов и лучших мировых образцов как основы новой промышленной системы.
5. Создание кластеров промышленного развития на основе атомной энергетики, новой транспортной индустрии и новой градостроительной индустрии.
6. Создание инфраструктуры управления качеством жизни (в том числе – как «альтернативного гражданского общества»).
7. Формирование макрорегиона Новой Центральной Европы на основе Балто-Черноморского коридора развития.В сущности, только в логике развития Беларусь может занять достойное место в российско-европейском сближении, став производственной и социально-экономической экспериментальной площадкой научно-промышленного и инфраструктурного развития Евразии[1].
Но для этого сама Беларусь должна не просто вкладываться в политику развития, а инициировать и продвигать ее, предлагать и российским, и европейским партнерам.Безусловно, реализация такого сценария потребует вхождения белорусских предприятий в транснациональные корпоративные структуры (чаще всего – с преобладанием российского капитала), а также делегирования части суверенных прав наднациональным структурам. И это, вне всякого сомнения, представляет собой предмет беспокойства и должно представлять предмет серьезного обсуждения.Но каковы реальные альтернативные сценарии? Их всего три. Один из них – «европейская Северная Корея» – мы обсуждать не будем, поскольку не только всем очевидна его порочность и нереалистичность, но и руководство страны на реализацию этого сценария никогда не пойдет.Второй сценарий можно назвать лимитрофным. Суть его состоит в том, что Беларусь должна получить максимальную цену за изменение своей геополитической ориентации (а лучше всего – получить эту цену несколько раз). Предметами торга в этой игре являются транзитная роль страны и ее военно-стратегическое значение. Бесперспективность данного сценария является не только практически доказанной (причем, на многочисленных примерах), но и теоретически очевидной. Процесс российско-европейского сближения (построения «общего евразийского дома») обусловлен очень серьезными факторами взаимного интереса.
Сорвать его можно лишь через крайне деструктивные инициативы (вплоть до военных конфликтов в Центральной Европе), которые наиболее негативно скажутся именно на Беларуси. Кроме того, нельзя забывать, что по мере реализации российско-европейских газо- и нефтетранспортных проектов экономические возможности лимитрофной игры сужаются (независимо от желания белорусского руководства пользоваться ими). Ну а попытка задействовать в этой игре военно-стратегические возможности была бы априори деструктивной именно для Беларуси.Наконец, третий сценарий – это сценарий отказа от суверенитета либо в пользу Европы, либо в пользу России. Он не является реалистичным по той причине, что реализовать его без резкой, обвальной деградации всех базовых инфраструктур в государстве будет невозможно. Беларусь интересует окружающие субъекты как набор активов и как своеобразный геополитический актив. Но Беларусь как член Евросоюза или часть Российской Федерации это в ближайшие лет 10–15 – из области фантастики. Поэтому третий сценарий, как ни парадоксально, по сути своей сводится ко второму (и в этом – главная слабость наших «европейцев»).Таким образом, суть складывающейся сегодня ситуации состоит в том, что многие изменения в Беларуси уже запрограммированы: приватизация значительной части госсобственности, интеграция производств в транснациональные корпорации, энергетическая интеграция с Россией, строительство АЭС и многое другое. Вопрос состоит в том, будем ли мы с неохотой и запозданием принимать эти изменения как неизбежное зло или попытаемся выстроить на них свою суверенную стратегию и занять достойное место в Центральной Европе. Последнее возможно только в логике развития.
[1] Заимствую эту мысль у Кирилла Коктыша, озвучившего ее на конференции «Итоги президентских выборов в Белоруссии: проблемы и перспективы сотрудничества в треугольнике Россия – Белоруссия - Евросоюз» 2 марта 2011 г. в Москве.
http://www.bgr.by/project/russkoe_razvitie_i_sudba_belarusi_chast_3
| © Интернет против Телеэкрана, 2002-2004 Перепечатка материалов приветствуется со ссылкой на contr-tv.ru E-mail: |