19 октября 2004 года Вашингтон одобрил продажу Пекину двух ядерных реакторов для ядерных энергетических станций мощностью 1100 МВт каждый. США получили фактически неограниченный доступ на китайский ядерно-энергетический рынок, который ранее в значительной степени был занят российской техникой. Подобное решение является ожидаемым для китайской стороны, которая объявила о своей заинтересованности в предстоящем сотрудничестве.
Этот сенсационный факт стал Событием недели 15 — 21 октября 2004 года.
Ситуация с ядерной энергетикой в мире сегодня совершенно очевидна: альтернативы ей нет. Пределы ресурсов углеводородного сырья в ближайшие десятилетия уже видны. Надежды на «альтернативные источники энергии» не оправдываются: потребности человечества они не обеспечат. А ядерная энергетика (особенно малая), благодаря развитию и повышению «чистоты» и надёжности, способна полностью удовлетворить необходимость в энергии на обозримый период.
Именно поэтому сегодня развитие ядерной энергетики является не только перспективным, но и жизненно необходимым для любой индустриальной страны направлением.
До недавнего времени позиции России на мировом рынке ядерной энергетики (благодаря советскому ещё наследству — как бы обидно это не звучало для апологетов «реформ») оставались одними из самых сильных. Немалое количество зарубежных заказов а) давало изрядный приток валюты в страну и б) неизбежно приводило к прогрессу в развитии этой отрасли в самой России — ведь необходимым условием удержания международных позиций в высокотехнологичной сфере является постоянное совершенствование собственного потенциала.
Однако сегодня ситуация резко меняется и, как всегда в последнее время, в худшую для России сторону.
Сегодня лидирующей страной по объёму инвестиций в развитие ядерной энергетики является КНР. Только в ближайшие 15 лет Китай планирует в несколько раз увеличить количество ядерных энергетических установок в своей энергосистеме. Это — более 16 млрд. долларов и минимум 27 новых энергоблоков*. Такой рынок является не просто перспективным — это один из наиболее выгодных энергетических рынков на планете.
Не удивительно, что участники игры на нём резко активизировались после обнародования китайским правительством своих планов. Западная пресса перечисляет всех ведущих производителей, которые примут участие в «освоении» этих средств. Здесь и США в лице «General Electric» и «Westinghouse», и Япония («Mitsubishi», «Toshiba»), и Франция (EDF, AREVA), и Канада (AECL), и южно-корейские компании. Даже экзотическая пока в данной области Бразилия, недавно сообщила, что ведет переговоры с Китаем о возможности экспорта урановой продукции и заявила о встречном интересе — участии в китайских тендерах.
Показательно, что в числе перечисленных участников тендеров России нет.
И это не случайность. Наша страна «сдаёт» исключительно перспективный рынок мировой ядерной энергетики. Китайские партнёры заявляют, что причина здесь, прежде всего, во всё возрастающем техническом отставании России от передового мирового уровня развития ядерно-энергетической отрасли промышленности. А также в «неаккуратном исполнении российской стороной своих обязательств».
И первая, и вторая причины обусловлены состоянием сегодняшней российской государственности. Отставание России в той области, в которой она ещё несколько лет назад фактически являлась лидером, обусловлено отсутствием государственной программы развития отечественной ядерной энергетики (если не считать таком, конечно, ввоз на территорию России ОЯТ для «последующей переработки», которое ещё не началось и неизвестно когда начнётся). Власть тратит деньги на что угодно (или просто консервирует имеющиеся средства мёртвым грузом в «стабилизационных фондах» и «золотовалютных резервах, размещая имеющиеся активы в международных ценных бумагах) — но только не на проекты, обеспечивающие опережающее развитие страны.
Что касается халатного отношения российских поставщиков к своим партнёрам — это прямое следствие идеологии растащиловки («после нас — хоть потоп; главное — заработать быстро на том, что ещё осталось и не тратить деньги на долгосрочные проекты»**), определяющей сегодня действия властной российской псевдоэлиты. У самой власти нет, кроме как на словах, однозначной установки на перспективное развитие отечественной научно-технической инфраструктуры.
Есть и третья причина, по которой Россия лишается жизненно необходимых ей рынков.
Некоторое время назад нашей страной уже был потерян финский рынок ядерной энергетики. Сворачивание сотрудничества Финляндии и России в этой области (Россия проиграла тендер компании AREVA на строительство третьего блока АЭС «Олкилуото») официально было обосновано отсутствие в предлагаемой Россией линейке оборудования реактора мощностью 1500 МВт, а неофициально — «политическими мотивами». Проще говоря — очевидной политической слабостью России перед лицом «цивилизованного мирового сообщества», её неспособностью отстоять свои интересы.
Никто не захочет иметь дело с поставщиком, руководство которого слабо настолько, что даже невозможно угадать — чего от него можно ждать в следующий момент.
Показательно, что, в тот момент, когда США активно вытесняют Россию с китайского рынка, европейские страны не менее активно выдавливают Россию из аналогичного иранского рынка. Это можно считать случайным совпадением — но слаженность и агрессивность действий наших западных «стратегических союзников» говорит о том, что это единая операция. США ни при каких условиях не могут (пока) начать освоение иранского рынка из-за длительных враждебных отношений с этой станой. И до недавнего времени этот рынок был практически полностью российским.
Однако теперь, похоже, западные страны договорились о «разделе полномочий». США активно занимают китайский рынок (нимало не смущаясь отсутствием там «демократии» или «свободных выборов»). А Иран становится клиентом европейских компаний, которые способны обеспечить и наиболее передовые технологии предлагаемой продукции, и полностью выдерживают взятые на себя обязательства (от, повторимся, российских компаний, которые в отсутствии государственной стратегической воли вынуждены действовать фактически в одиночку, на свой страх и риск). Высшие иранские должностные лица уже положительно отреагировали на предложения западных партнёров.
Всё это вместе взятое полностью перекрывает доступ России на рынки ядерной энергетики, которые будут заняты другими и использованы для развития других стран. Россия в результате остаётся на обочине наиболее перспективного направления развития энергетики, полностью теряя его.
Основной причиной происходящего можно с полной уверенностью назвать отсутствие у высшей российской власти проекта развития научно-технического потенциала страны. Причём это отсутствие удивляет, учитывая, что наличие такого проекта могло бы принести огромную пользу и всей стране, и конкретным представителям властной элиты.
* — особенно это впечатляет на фоне неразвития ядерной энергетики на территории самой России…
** — такая позиция чревата в будущем также потерей Россией международных рынков вооружений. Когда заказчику сегодня пытаются «впарить» то, что есть (а «есть только то, что было наработано ещё в СССР) не вкладывая средств в перспективные разработки — рано или поздно партёры просто откажутся работать с таким «поставщиком».
м