К сожалению, ни мне, ни кому-либо из моих знакомых не удалось записать первую передачу, чтобы поработать с ней плотно. Очень жаль– плотную работу придётся начать со второй.
Однако в адрес первой передачи всё равно можно высказать одно малюсенькое замечание, которое, тем не менее, полностью перечёркивает практически всё изложенное Сванидзе. Если Вы помните, Сванидзе в течение той передачи раз двадцать использовал слово «большевики», говоря о 1902 годе. Мол, большевики то, большевики сё. Особенно старался Сванидзе играть на детективных эмоциях зрителя, рассказав историю о страховке Морозова, о том, что его смерть отдала бы эту страховку большевикам, о якобы визите Красина перед загадочным самоубийством Морозова. И о том, что якобы где-то рядом с телом нашли некую записку (Конан Дойль и Шекспир в гробу перевернулись) со словами «Долг платежом. Красин.» Конечно, Сванидзе тут же оговаривается, что это всего лишь слух. Такой вот несложный приёмчик: вроде отказался от этих слов, однако детективный азарт зрителя уже прикусил, и ему, зрителю, в соответствии с канонами жанра, уже «всё понятно»: убийца – Красин. То есть большевики.
Смешно? Подумать только: такая умная петербургская полиция, о благообразных и интеллигентных сыщиках которой (как же, все как один с бородами и высшим образованием!) в последнее время снимается столько детективов, не смогла распутать такой простой загадки. А вот Сванидзе сто лет спустя сделал это не покидая телепередачи… Короче, понятно, что всё это чепуха – не было никакой записки. Даже предположу, что, скорее всего, сам Сванидзе эту историю с запиской и придумал. Для театральной убедительности. А что, разве не правдоподобно? Раз он так любит поиграть в детектива – то почему мне нельзя?
Но не это главная врака Сванидзе. Главная его врака в том, что он всю передачу посвятил неприглядным делишкам одной весьма зловещей (если верить его словам) — да вот беда — несуществующей организации. Вот так. «Мёртвые души», да и только. Дело в том, что группа социал-демократов, окрестившая себя словом «большевики» выделилась лишь в 1903 году, во время II съезда РСДРП. То есть через год после описываемых Сванидзе событий. Потому, когда Сванидзе распинается на тему бяк-большевиков и их дел в 1902 году, его нужно бить канделябром. А ведь заметьте — человек неискушённый в истории всё это проглотит не задумываясь. Вот так и подделывают историю.
Ну а теперь держитесь за карманы, нас ждёт вторая серия.